25 ноября 2021 года в учреждении образования «Глыбочанская детский сад – средняя школа имени Б.И. Юркина» единый день информирования ШАГ для учащихся 8-11 классов.
Тема: «Гордость за Беларусь. Всегда на связи» (о достижениях в области информационно-коммуникационных технологий).
Ведущий ШАГа учитель Паршонок Д.М. построил мероприятие в рамках трёх этапов:
1. «Мы узнаём»
2. «Мы размышляем»
3. «Мы действуем»
В ходе первого этапа «Мы узнаём» учащиеся вместе с ведущим обсудили два информационных блока, темы которых звучали следующим образом:
«Цифровые технологии на службе человека»;
«Интернет как источник информации и средство связи: преимущества и недостатки».
Учащиеся узнали, что связь – отрасль экономики, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также в удовлетворении культурно-бытовых потребностей и росте информационной осведомленности населения. 2 Развитие систем связи и информатизации является одним из приоритетов научно-технической и экономической политики Республики Беларусь. В условиях формирования рыночной экономики возросла потребность в высококачественных, на уровне мировых стандартов, услугах связи.
Юрий Николаевич Петрученя, генеральный директор РУП «Белтелеком» отметил, что в стране взят курс на цифровую трансформацию экономики и развитие информационного общества. Наша страна занимает 32-е место в мире по уровню развития информационно-коммуникационных технологий и является лидером в регионе СНГ. Стратегической целью цифровизации экономики является качественный рост ее конкурентоспособности и выход на лидирующие позиции на мировом рынке, рост благосостояния и улучшение качества жизни граждан посредством цифровой трансформации всех аспектов человеческой деятельности.
При рассмотрении блока «Интернет как источник информации и средство связи: преимущества и недостатки» учащиеся 8-11 классов узнали, что В настоящее время Интернет и компьютерные технологии стремительно проникают во все сферы жизнедеятельности человека. С одной стороны, это открывает перед гражданами и обществом ряд перспектив, с другой – влечет появление новых рисков и угроз. Развитие телекоммуникационных технологий, стремительный рост числа электронных устройств и услуг, предоставляемых населению с использованием информационных технологий, привело к увеличению количества киберпреступлений. Беларусь, как и другие государства, не может игнорировать принципиально новые риски, связанные с информатизацией. Как отметил в ходе VI Всебелорусского народного собрания Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «не умаляя преимуществ, возможностей и перспектив, которые открыл человеку
информационный мир, мы должны обратить внимание на его обратную сторону – искусственную реальность, которая дала зеленый свет манипуляциям, обману, преступлениям, потворствует низменным инстинктам человека».
Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале http://www.adu.by / Главная / Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII–XI классов: информационные материалы, презентации / ШАГ 25 ноября 2021 года.
На втором этапе «Мы размышляем» было организовано обсуждение полученной информации и дискуссия при помощи ведущего мероприятия и мультимедийных материалов (презентации). Учащиеся отвечали на следующие вопросы:
- Что представляет собой связь как отрасль экономики Беларуси?
- Как вы считаете, почему в Беларуси уделяется особое внимание данной отрасли?
- Что свидетельствует об успешном развитии отрасли связи в Беларуси?
- Какие достижения информационно-коммуникационных технологий активно внедряются в Беларуси и доступны для массового пользования гражданами нашей страны?
- Что представляет собой электронное правительство? Какими услугами электронного правительства пользуются ваши родители?
- Какую роль в обеспечении качества связи играют РУП «Белпочта» и РУП «Белтелеком»? Какими услугами данных предприятий вы пользуетесь?
- Специалисты каких профессий работают на предприятиях «Белпочта», «Белтелеком»? - Какие учреждения образования в стране (вашем регионе) готовят данных специалистов?
- Какое место в жизни современного человека занимают Интернет и информационные технологии?
- Приведите примеры ситуаций, когда обращение к современным средствам связи помогало вам оперативно решать имеющиеся вопросы.
- Какие опасности подстерегают пользователей Интернет? С какими сталкивались вы и ваши близкие, знакомые?
- Какие категории пользователей Интернетом являются наиболее уязвимыми для злоумышленников?
- Как не стать жертвой киберпреступников?
- Как, по вашему мнению, виртуальная сеть может влиять на реальную жизнь? Аргументируйте свой ответ.
- Какими, на ваш взгляд, должны быть правила безопасного пользования Интернетом?
В фокусе обсуждения были такие понятия: связь как отрасль экономики Беларуси и ее развитие, цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии, роль связи в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и транспортом; удовлетворение культурно-бытовых потребностей; информационная осведомленность населения; потребность в высококачественных услугах связи; широкополосный доступ в сеть Интернет; информационные технологии в системе здравоохранения, образования; электронные образовательные ресурсы; почтовая деятельность; волоконно-
оптические линии связи, связь как отрасль экономики Беларуси и ее развитие, цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии, роль связи в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и транспортом; удовлетворение культурно-бытовых потребностей; информационная осведомленность населения; потребность в высококачественных услугах связи; широкополосный доступ в сеть Интернет; информационные технологии в системе здравоохранения, образования; электронные образовательные ресурсы; почтовая деятельность; волоконно-оптические линии связи.
Третий этап мероприятия «Мы действуем» представлял собой подведение итогов мероприятия. Учащиеся еще раз отмечали для себя основные достижения Республики Беларусь в сфере информационных технологий, обменивались информацией, которая была для них интересна, задавали вопросы ведущему, с помощью него ответили на следующие вопросы:
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
- Пользуетесь вы средствами связи и передачи информации в повседневной жизни?
- Подумайте, как изменился бы ваш образ жизни, если бы не стало Интернета. Что исчезло бы из вашей жизни, что появилось бы?
После окончания обсуждений полученной информации учащимся было предложено принять участие в конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет», организаторами которого являются Министерство образования Республики Беларусь, научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь и учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».