Цель: формирование экологической грамотности у учащихся по вопросам бережливого отношения к природным ресурсам и расширение представлений о возможностях переработки твёрдых бытовых отходов; формирование экологической культуры.
Задачи: - рассмотреть основные виды бытовых отходов (домашнего мусора).
- определить основные признаки классификации мусора.
- показать на практических примерах необходимость в сортировке бытовых отходов (мусора);
- с помощью учащихся предложить способы и наметить пути сокращения количества мусора (бытовых отходов) в домашнем хозяйстве.
Педагог просит представить ребят прогулку в лесу. Как они идут, загребая ногами листву, слушают пение птиц, наслаждаются красотой леса. И вдруг!! они останавливаются. Их возмущению нет предела!
Что могло так возмутить в лесу именно вас? Учащиеся по очереди называют причины: не потушенный костёр, пустые бутылки, груды мусора…
Даны слова: мусор, отходы, вторичное, а, сырье, не, это.
Учащиеся с помощью педагога называют тему информационного часа: «Нет отходов, а есть неиспользованное сырье»
Педагог: Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Ежедневно в населенных пунктах образуется огромное количество бытовых отходов. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Если весь накопившийся мусор не уничтожать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с самую высокую горную вершину мира – Эверест около 9 км. Статистика показывает, что количество мусора растет с каждым днем.
Откуда же берется мусор?
– Его производит сам человек.
– Человек сначала производит продукты, которые затем становятся мусором.
Раньше проблема мусора считалась чисто городской. Сегодня от мусора страдают и сельские населенные пункты. Их окрестности превратились в дикие свалки. Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу и на лугу, на берегах озер и рек. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки.
Ваши родители, бабушки и дедушки помнят то время, когда стеклянные бутылки собирали и сдавали в магазины в обмен на деньги. Эти бутылки увозили на переработку и изготовление новых. А теперь? Теперь и стеклянные, и пластиковые бутылки засоряют наши улицы. И не только. А полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда. Использованные упаковки составляют большую часть (от 50 до 80%) всех отходов, образующихся в наших домах.
Огромное количество мусора на улицах городов и сел заставляет задуматься над вопросом: что несёт человеку использование искусственных материалов, таких как пластик – пользу или вред? Сегодня мы с Вами поговорим об этой проблеме.
История мусора:
1. Мусор всегда играл важнейшую роль в человеческой культуре. История мусора показывает, что эта проблема решалась уже в далёком прошлом. Примерно 3 тыс. лет до н.э. на острове Крит были построены первые в истории человечества централизованные помойки: мусор сваливали в специально вырытые ямы, слои мусора пересыпали слоями земли.
2. А 2500 лет до н.э. был принят закон, в котором граждане города Афин должны вывозить мусор на расстояние не менее 1.5 км от городской черты.
3.16 век - английская королева Елизавета Первая даровала специальные привилегии сборщикам тряпья, которое шло на производство бумаги.
4. Во многих странах Европы свиней выгоняли на улицу, чтобы те поедали мусор, отходы.
5. 18 век - мусор на службе войны. Сбор металлических отходов в США был объявлен патриотическим долгом, он шёл на переплавку.
6.1895 год. В Нью-Йорке создана первая в мире сортировка мусора. Жители города были обязаны разделять пищевые отходы, бумагу, металл и выбрасывать их в отдельные баки, стоящие на улице.
7.В СССР утилизации придавалось большое значение, по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники.
Человек не может жить, не оставляя после себя твёрдые бытовые отходы (ТБО). В среднем принято считать, что на одного жителя в год накапливается 250 кг мусора.
Отходы собираются как на специализированных (санкционированные места), так и на стихийно возникающих свалках (неразрешенные места).
Сложившаяся ситуация представляет реальную угрозу здоровью людей – современным и будущим поколениям страны. Проблема твердых бытовых отходов (ТБО) является острой, актуальной, поскольку ее решение связано с необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, санитарной очистки сёл и городов, охраны окружающей среды и ресурсосбережения.
Мусор является благоприятной средой для развития микроорганизмов, вызывающих некоторые инфекционные заболевания. Поэтому необезвреженные отходы могут быть источником массового загрязнения окружающей среды.
Педагог: В Республике Беларусь "мусорная тема", как никогда, актуальна.
О проблеме мусора говориться много, а делается недостаточно. А он всё накапливается и накапливается. Улицы городов, посёлков, обочины дорог уже невозможно представить чистыми. Можно провести небольшое исследование, узнать какой мусор больше всего выбрасывает ваша семья. Мусор мы собираем регулярно. Проследите за скоплением мусора у вас дома и подумайте как можно сократить количество отходов.
Классификация отходов.
Во многих странах мира человек, прежде чем выбросить мусор на свалку или в мусорные контейнеры сортирует его. Для какой цели они это делают?
Это необходимо для выделения вторичного сырья, которое на данный момент составляет около 50% из собираемого мусора. И вместо того, чтобы просто быть перевезенным с одного места на другое, т.е. на полигон, это сырье могло бы отправиться на перерабатывающие заводы и после специальной обработки использовался повторно! Таким образом, мы можем спасти самих себя от большого количества мусора вокруг города.
Педагог: Как же правильно сортировать мусор?
Во-первых, мусор разделяют по материалу, из которого он изготовлен. На данный момент с самого начала мы сортируем мусор на 4 основных фракции:
ПЭТ (пластиковые бутылки из под напитков и питьевые канистры из-под воды, пластиковые бутылки из под йогуртов).
Стекло (целые бутылки и стеклянные осколки)
Алюминиевые банки
Весь прочий материал
Во-вторых, для переработки имеет значение относительная чистота собранного мусора.
Пластиковые бутылки, которые поступают в переработку, должны быть практически чистыми, то есть не заполненными другим мусором, песком.
Также необходимо снимать крышки и бросать эти крышки в неперерабатываемый мусор.
В-третьих: Перевозить воздух бессмысленно.
Поэтому все пластиковые бутылки и алюминиевые банки должны быть смяты. Стекло специально бить не надо.
Мешки не следует забивать доверху, так как каждый мешок должен быть еще и завязан.
ВНИМАНИЕ!
Батарейки и аккумуляторы собираются отдельно от всего мусора. Разлагаясь, они приносят большой вред окружающей среде. Отдайте их организаторам, они отвезут их в пункт утилизации опасных отходов.
Задание 1. Педагог делит обучающихся на 3 команды, каждая из которых получает карточку с различными наименованиями бытовых отходов, необходимо распределить эти отходы в группы записанные на доске: Стекло. Макулатура. Металлолом. Органические отходы. Другие. А теперь ребята подумайте как грамотно разделить отходы которые записаны у вас в карточках. Перед вами в таблице названия групп бытового мусора. Определите, в какую колонку вы отнесли ваши примеры в карточках.
Карточка № 1
Бутылка от напитка, бутылка от растительного масла, газета, письмо, пластмассовый горшок для цветов, батарейка, полиэтиленовый пакет, старый водопроводный кран, алюминиевая банка, кожура от апельсина, кожура от картофеля, автомобильная шина, картон.
Карточка № 2
Стакан, стеклянная бутылка от напитка, лист из тетради, старая книга, бутылка от шампуня, люминесцентная лампа, дырявый горшок, банка от консервов, осадок от кофе, кожура от лимона, скорлупа от яиц, лампочка, бутылка.
Карточка №3
Баночка от джема, стеклянная упаковка от косметики, картон, упаковка от шоколада, корпус от ручки, упаковка от химикатов, пластмассовая сумка, стальной прут, кузов от автомобиля, огрызок от яблока, аккумулятор, стеклянная ваза, упаковка от мороженого, старые тетради, фольга, пластмассовая линейка.
Педагог: Молодцы, вы отлично справились с этим заданием
Задание 2. Что можно произвести из отходов.
Практически весь мусор может найти вторую жизнь – достаточно лишь немного подумать, где можно использовать мусор вторично?
Я вам предлагаю составить кластеры. В центре - название темы (Бытовые отходы), от неё в стороны – то, что мы относим к отходам (пластик, бумага, стекло, металл, пищевые отходы). От каждого из них в стороны - вторичное использование отходов в быту и на производстве (по два варианта ответов).
Вам нужно указать, на что могут быть вторично переработаны или использованы данные бытовые отходы
Обсуждение или Аукцион идей
(заслушивание предложений обучающихся, анализ и обобщение ответов обучающихся)
-Что можно произвести из пластика? (украшения, сумку, лампу, цветы)
-Что можно произвести из использованной бумаги? (сделать бумагу, тетради, цветную бумагу для детского творчества);
- Что можно произвести из стекла? (новое, хорошее стекло, стекловату);
-Что можно произвести из старого металлолома? (автомобили, станки, поделки и другое);
-Что можно произвести из пищевых отходов? (компост, комбикорм для животных, биотопливо)
Задание 3. На доске при помощи магнитов размещены картинки различных видов мусора и 2 бака для мусора. Учащиеся по одному выходят и распределяют мусор в нужный бак.
Педагог: Вот и все, наш информационный час подходит к концу, а теперь скажите, что мы с вами можем сделать, для того чтобы сделать наш дом чище?
Я очень надеюсь, что отныне вы будете серьезнее относиться к проблеме загрязнения окружающей среды и постараетесь изменить ее состояние к лучшему, поэтому давайте прямо сейчас начнем с малого – с сортировки бытовых отходов.
Рефлексия.
Украсить ветку дерева. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность (красный, жёлтый, зелёный).
Зелёный - я активен и уверен в своих знаниях, жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; красный - у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать.
ИНФОРМАЦИАННЫЙ ЧАС РАЗРАБОТАЛА : Степанюк Людмила Ивановна, педагог дополнительного образования, для обучающихся объединений по интересам эколого-биологического профиля
Информация взята с сайта http://bresttur.by/
раскрыть » / « свернуть