Самые востребованные и самые непопулярные профессии в Беларуси
В программисты или строители? С руками оторвут!
1. Программист
Лидерство среди самых востребованных специалистов захватили, безусловно, программисты. Белорусским компаниям требуется все больше сотрудников такого профиля, однако львиную долю забирают IT-компании. Кроме того, большой спрос на белорусских программистов за рубежом. В результате возник огромный дефицит, и опытным программистам готовы платить зарплату в размере $2,5 тыс. $3 тыс. Только найти их более чем сложно…
2. Топ-менеджер
Понятно, что это не профессия. В этом блоке мы объединили все топ-менеджерские вакансии, вроде директоров по логистике, финансовых директоров, коммерческих, по маркетингу, по персоналу, по строительству, по производству, и просто директоров. По большому счету, все они нарасхват. «Опытных руководителей, готовых эффективно работать в современных условиях, в Беларуси очень мало. Поэтому образовался некий вакуум: найти грамотного специалиста, подходящего под требования работодателя, очень сложно. Даже на довольно высокую зарплату, которая может превышать $5 тыс.», – отмечает С.Коростелева.
3. Строитель
Речь идет, в данном случае, о квалифицированных кадрах, руководителях среднего звена, ГИПах, ГАПах, инженерах-проектировщиках, конструкторах, технологах.
Хотя, безусловно, востребованы в большом количестве и простые рабочие. Но, как отмечает эксперт, наибольшим спросом пользуются руководители по строительству и инженеры со знанием английского языка.
«В Беларуси и в Минске в частности идет активное строительство инвестиционных объектов, и инвесторы едва ли не в очереди стоят за нашими специалистами. В первую очередь речь идет о Катаре, Омане, Израиле и других инвесторах с Востока», – отмечает С.Коростелева.
По ее словам, должность главного инженера в коммерческих белорусских компаниях стоит часто от $2000 до $3-3,5 тыс. «Это нормальная зарплата. И до кризиса 2008 года на них был повальный спрос. Компании приходили и говорили: о деньгах можно не думать, главное, чтобы специалист нашелся. Сейчас спрос снизился, однако эти профессионалы по-прежнему востребованы», – отметила эксперт.
Что же касается инвесторов, то они, признается С.Коростелева, «немного жадничают на первых порах». «Приезжают инвесторы из восточной страны, начинают просчитывать рынок, говорят, что они крутые, и предлагают… $1,5-2 тыс. Берут одного такого «недорогого» специалиста, потом второго, а затем уже ищут нормального за рыночную зарплату. Дело в том, что информацию по зарплатам они берут, в первую очередь, в Белстате или в центрах занятости. И ориентируются на среднюю зарплату по стране, что аналогично средней температуре по госпиталю», – рассказала собеседница.
4. Инженер-продавец
Также актуальная вакансия для специалистов с техническим образованием. Спрос на них сейчас возрастает. «Сейчас у нас развивается рынок B2B, на подъеме находятся компании, занимающиеся продажей оборудования. Спрос есть, а вот кадров не хватает. Парадоксальный факт: инженеры, работающие на госпредприятиях за Br2-3 млн. в месяц, очень инертны. И их сдернуть с насиженного места, даже предлагая зарплату на порядок выше, практически невозможно! Даже для того, чтобы пригласить на собеседование, надо чуть ли не на коленях перед ними стоять. Потом же они очень долго принимают решение. Но в таком случае заказчик может и передумать», – рассказывает директор агентства «Квадрат».
Кто скрестил экономиста с менеджером?
1. Экономист-менеджер
Именно экономисты-менеджеры (так у них записано в дипломе о высшем образовании), являются, на сегодняшний момент, главными претендентами на вынужденную смену профессии. «Они сейчас никому практически не нужны. При этом многие работодатели так и не понимают, что это за профессия такая, странная и неконкретная. Вроде, уже и не экономист, но еще и не менеджер… К сожалению, большинству людей с таким образованием приходится заново выбирать профессию, идти в секретари, сотрудники отдела ВЭД, операционисты в банке, администраторы, менеджеры по продажам, продавцы в розницу, охранники…», – констатирует эксперт.
2. Журналист
Журналистов сейчас тоже слишком много. «Многие считают, что никаких специальных знаний для работы в журналистике не надо – в результате мы сегодня имеем огромное количество профессиональных, полупрофессиональных и совсем непрофессиональных журналистов. Переизбыток сбил цену и практически никто на рынке не предлагает высокой зарплаты специалистам в этой области», – пояснила С.Коростелева. Исключение составляют авторские проекты на TV или радио, например. Особо одаренные и трудолюбивые журналисты чаще всего работают на несколько изданий, и благодаря этому процветают. Других талантливых переманили в отделы рекламы крупные коммерческие компании.
3. Менеджер по продажам
Спрос на менеджеров по продажам, как, впрочем, и на других специалистов среднего и низшего уровня упал очень сильно. «Речь идет о вакансиях секретарей, менеджеров по продажам рынка FMCG, бухгалтеров, рядовых маркетологов, кадровиков. Предложения со стороны работодателей для таких специалистов серьезно снизились, пожелания у кандидатов также стали более умеренными», – комментирует эксперт. По ее словам, одновременно со снижением предлагаемой зарплаты возрастают требования к квалификации кандидатов. Речь идет о скорости работы и производительности труда, опыте, дополнительных компетенциях и знаниях.
«При этом у работодателей по-прежнему существуют иллюзии. Многие просят: дайте мне «золотого» продавца, который распродаст весь наш склад, который забит уже пятый год, а мы ему будем платить столько, сколько он захочет. Таких не бывает», – объясняет собеседница.
4. Специалист из области FMCG
Как отмечает эксперт, практически до нуля упал спрос на специалистов, работающих в области FMCG (продажа товаров повседневного спроса – ИФ). «Скорее всего, это обусловлено уходом с рынка ряда крупнейших игроков», – отметила С.Коростелева.
Комментируя ситуацию, С.Коростелева отметила уникальную особенность Беларуси. «По сути, в нашей стране есть два рынка труда, которые практически не пересекаются: государственный, в котором сотрудники переходят с госпредприятия на госпредприятие, меняя зарплату с Br2,5 млн. на Br3 млн., и коммерческий, где совершенно иной порядок зарплат», – отметила она. Добавив при этом, что «те люди, которые работают на госпредприятиях, строят такие же дома, покупают такие же машины и дачи, как и работники коммерческих компаний».
раскрыть » / « свернуть