Обобщение опыта работы по теме «Взаимодейстие семьи и учреждения образования в деле воспитания и образования обучающихся, предупреждения появления отчуждения между ребенком и его семьей посредством реализации проекта «Вместе»
І.Сведения об авторе обобщённого опыта
Козлова Галина Васильевназакончила Витебский государственный пединститут имени С. М. Кирова по специальности "Белорусский язык и литература", работает учителем с 1983 года,заместителем директора по основной деятельности – с 2009 года, имеет высшую квалификационную категорию. Прошла курсы повышения квалификации в АПО в 2019 году (28.01-08.02).
Галина Васильевна в учреждении образования «Глыбочанская детский сад-средняя школа им. Б.И.Юркина Ушачского района» работает с 2013 года.В своей работе опирается на новейшие достижения педагогической науки, имеет отличную теоретическую подготовку, большой педагогический опыт, хорошие организаторские способности, успешно руководит учебной, воспитательной, методической работой педагогического коллектива учреждения образования, умело направляет учителей на выполнение учебных планов и программ, оказывает помощь в вопросах воспитательного плана. Руководит школьным методическим объединением классных руководителей, практикует творческие отчеты, практические семинары, презентации по опыту работы, активно распространяет передовой педагогический опыт учителей на школьных педсоветах, методических семинарах районного, областного и республиканского уровней.
В2017 году награждена дипломом ІІІ степени Управления образования Витебского облисполкома за участие в областном этапе XYІІ республиканской выставки-конкурсе научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения».
Галина Васильевна неформально относится к своему делу. В центре ее внимания – взаимодействие школы и семьи. Педагог понимает, чтосотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка, что без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность в высоком смысле этого слова. Поэтому в течение четырёх лет Галина Васильевна работает в рамках творческого проектапо семейному воспитанию «Вместе».
ІI. Актуальность опыта
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
В.А. Сухомлинский
Семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается
необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега… Л.А.Кассиль
Как однозначно правильно звучат слова В.А. Сухомлинского и Л.А.Кассиля из эпиграфов к обобщению опыта работы. Сегодня, на наш взгляд, образовательное учреждение обязано создать организованное пространство взаимодействия с семьей, чтобы помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупреждения появления отчуждения между ребенком и его семьей.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом. Ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно-человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, моральные качества, жизненные ценности, устремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлого, настоящего и будущего своей Родины.
Вместе с тем, без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, которая имеет свою позицию, умеет выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти свое дело. Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно сказывается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Но опыт показывает, что семья чаще всего бывает некомпетентна в вопросах воспитания. Далеко не все родители сами разбираются во многих жизненных или семейных проблемах, а в школе работают специалисты. Именно в школе формируется личность, умеющая жить и работать в коллективе на основе культурных и исторических традиций здоровой семьи. В школе раскрывается личностьребёнка через осознание традиций своей семьи.
IІІ. Цели и задачи обобщения опыта
Цель: Обобщение опыта совместной работы по организации взаимодействия семьи и учреждения образования в деле воспитания и образования детей, предупреждения появления отчуждения между ребенком и его семьей
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
- проанализировать эффективность деятельности педагогического коллектива и семьив ходе реализации проекта «Вместе»
- описать функционирование системы оказания психолого-педагогической,
информационно-правовой, методической и организационной помощи семье
- повышать уровень педагогической компетенции родителей в рамках семейно-ориентированного подхода
4.создать предпосылки для развития социальной активности семей в воспитательном процессе в учреждении образования
5. содействовать развитию и укреплению института семьи, ответственности родителей, повышать морально-нравственные устои, формировать здоровый образ жизни
6.повышать престиж семьи как важнейшего базового института общества, распространяя положительный опыт семейного воспитания многодетной семьи Клотченко И.С.
ІV. Новизна опыта
«Школа как открытая социально-педагогическая система»- вот девиз работы нашего учреждения с родителями учащихся
В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10-11 классах, а в 5-7 классах, так именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе жизни, его поступках и поведении.
Наступило время, когда родителям, учащимся и учителям необходимо подумать, как следует строить новую систему взаимодействия, чтобы способствовать развитию друг друга. В этом диалоге нуждаются все стороны. Новизна опыта в том, что родители и педагоги должны выступать по отношению друг к другу партнерами и для этого необходимы, с одной стороны, единый концептуальный взгляд и ценностное согласие, а с другой - разграничение сферы компетентности и ответственности. Пока еще не выработаны четкие регуляторы и механизмы взаимодействия родителей и школы, не ясны многие аспекты образовательной деятельности родителей на базе школы, но уже очевидна необходимость обеспечения цивилизованного взаимодействия, правовой гарантированности строящихся отношений. Если педагоги смогут, то согласованное воспитательное воздействие на ребенка будет иметь удесятеренную силу. А у преобладающего большинства родителей есть потребность в педагогических знаниях, они хотят получать квалифицированную помощь. Родители стремятся к сотрудничеству, если между ними и учителем существует взаимопонимание. А возникает оно только в совместной деятельности. Безусловно, мгновенно такую воспитательную систему не создать. Её нужно «выращивать», как и самого ребёнка, используя и трудолюбие, и творчество, и инициативу.
В современных условиях назрела необходимость модернизировать систему педагогического взаимодействия с семьёй, учитывать приоритет направленности на конечный результат развития личности обучающегося, готовность к самостоятельной жизни, социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Для успешной самостоятельной жизни в современном социуме у
обучающихся должны быть развиты социальная активность, ориентация на
здоровый образ жизни, самостоятельность, ответственность, готовность к
продолжению образования, получению профессии и строительству семьи.
В связи с этим назрела потребность поиска оптимальных путей решения
данной проблемы. Педагогический коллектив школы, считает, что целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и их родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, а объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Конечная цель организации взаимодействия семьи и школы - единый воспитательный коллектив включающий в себя педагогов, детей, родителей, персонал и друзей школы. Наличие же в учреждении единого воспитательного коллектива является значимым показателем эффективности функционирования воспитательной системы учреждения и определяет такое понятие, как «дух школы».
Длительность работы над опытом. Работа над этой темой длится четыре года, начата в 2017 году и продолжается по сей день.
Диапазон работы.Взаимодействие школы и семьи осуществлялось через:
1) реализацию проекта по семейному воспитанию «Вместе»;
2) работу клуба для приёмных родителей «Забота»;
3) работу консультационного пункта «Школа и семья»;
4) педагогическое просвещение родителей
5) внеурочную деятельность
6)изучение и обобщение опыта семейного воспитания многодетной семьи Клотченко И.С.
V.Технология опыта
В микрорайоне нашей Глыбочанской детского сада-средней школы насчитывается 75 учащихся и 18 дошкольников, которые воспитываются в 66 семьях. Социальная среда населения микрорайона нашего учреждения образования достаточно разнообразна. Его представляют служащие, рабочие, интеллигенция. Большинство учащихся проживают в семьях, в которых родители со средним профессиональным и средним специальным образованием.
В школе обучаются дети из разных категорий семей: многодетные – 24 учащихся, малообеспеченные – 24 учащихся, дети, находящиеся под опекой – 3, приемные – 5. Как следствие, ученики имеют разный уровень культурного развития, интеллекта, коммуникативных способностей, творческих способностей и их родители тоже.
Особенностью работы с семьёй является её адресность, поэтому осуществление дифференциального подхода в работе с родителями школа строит на выделении 4 основных типов семей:
- семьи с хорошим уровнем нравственных отношений;
- благополучные, ответственные семьи, но неуверенные в себе, в своих знаниях;
- семьи, где родители свои функции выполняют по минимуму, все пущено на самотек;
- проблемные семьи.
Так как, большинство родителей работают в сельскохозяйственной сфере, образовательный уровень не высок, только 3% имеют высшее образование. Чтобы выяснить, какие обстоятельства негативно влияют на воспитание детей в семье, был проведён опрос родителей. В порядке значимости были названы следующие: нехватка времени на воспитание – 37%, общение – 35%, недостаток педагогических и психологических знаний по воспитанию – 55%, неблагоприятная семейная обстановка – 3%.
Следовательно, основной целью нашей работы с семьёй является гармонизация детско-родительских отношений через формирование активной позиции родителей, вооружение их психолого-педагогическими знаниями и умениями.
Первостепенные задачами в работе с семьей выделили следующие:
- диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей;
- изменение психологической установки родителей на роль семьи в формировании личности ребенка;
- организация скорой психологической помощи семье;
- придание работе с родителями живого практического характера.
Успешная реализация поставленной цели и задач по направлениям осуществлялась через следующую деятельность: диагностику, консультирование, просвещение, профилактику и коррекцию детско-родительских отношений, пропаганду положительного опыта семейного воспитания.
Традиционно воспитание родителей в большей степени основано на просветительской работе, в которой существует возможность формирования навыков создания позитивных взаимоотношений между родителями и детьми, которые в свою очередь определяют формирование определённого образа жизни семьи и взаимоотношений в ней. Даже самые трудные проблемы с детьми могут быть разрешимы, если удаётся создать спокойную обстановку в семье и благоприятный климат общения.
Определяющими целями диагностики обозначили исследование особенностей межличностного взаимодействия родителей и детей, личностных особенностей членов семьи, ситуации в семье.
Исходя из цели, задачи диагностики были направлены на создание социально-психологического банка данных семей, выявление факторов, влияющих на развитие ребёнка, изучение психологических особенностей родителей и детей, анализ стиля воспитания в семье, выявление причины проблем, связанных с воспитанием детей.
Далее шла индивидуальная работа с семьёй. Для удобства получения информации о семье в своей работе мы использовали следующую программу изучения семьи:
1. Профессиональная и общественная деятельность родителей, их воспитательный потенциал.
2. Распределение поручений среди членов семьи.
3. Режим дня, труда и отдыха родителей и детей.
4. Осведомленность школьников о профессиональной и общественной деятельности родителей, семейном бюджете, семейных традициях.
5. Авторитет родителей, их личный пример.
6. Знание родителями индивидуальных особенностей своих детей: отношение к школе, учебе и общественной работе, главные интересы, проведение свободного времени, влияние товарищей, состояние здоровья.
7. Отношение родителей к мнению детей об их будущей профессиональной деятельности.
8. Совпадение взглядов семьи и школы в оценке эффективности используемых мер воспитания.
Для изучения детско-родительских отношений мы использовали диагностические методики:
1. Анкета «Ты и родители».
2. Анкета «Я и моя семья».
3. Анкета «Мои отношения с родителями».
4. Анкета «Что ты думаешь о своих родителях».
5. Анкета «Родители о своем ребенке».
6. Тест «Где себя нарисовать?»
7. Тест «Нарисуй свою семью».
Коррекционно-развивающую работу направили на формирование осознанной родительской позиции, обучение родителей приемам и методам развития познавательной и эмоциональной сферы ребенка, обеспечение родителей дидактическими материалами по развитию воспитанию ребенка в семье.
Для отслеживания динамики и эффективности коррекционно-развивающей работы проводили промежуточное обследование по тем параметрам, которые связаны с проблематикой и запросами родителей.
Тематика групповых и индивидуальных консультаций была самой разнообразной: «Психологическое здоровье ребёнка», «Семейное воспитание», «Адаптация первоклассников к школе», «Страхи и тревоги детей», «Почему дети лгут», «Пути решения конфликтов в семье» и т.д.
Основными формами работы профилактико-просветительской деятельности были лекции, беседы, круглые столы, интерактивные игры. Вот лишь небольшой перечень тематических встреч, которые мы проводили с родителями: «Особенности эмоционального состояния детей», «Поощрение и наказание в семье», «Трудный подросток – какой он?», «Как общаться с ребенком?», «Психофизиологические особенности подросткового возраста», и т.д.
Практический опыт работы с различными категориями семей нарабатывался в рамках реализации проекта по семейному воспитанию «Вместе» на протяжении последних четырёх лет. Обоснованием реализации проекта послужило то, что семьи попадают в разряд неблагополучных в результате воздействия комплекса психологических проблем, неразрешенных семейных, межличностных и внутриличностных конфликтов, деструктивных детско-родительских отношений.
Данный проект рассматривал проблемы взаимодействия с семьей по решению вопросов детско-родительских отношений, повышения уровня психолого-педагогической культуры родителей и укрепления авторитета семьи в социуме, повышения роли родителей в воспитании подрастающего поколения.
Целью проекта является создание в учреждении образования организованного пространства взаимодействия с семьей, помощь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупреждение появления отчуждения между ребенком и его семьей.
Задачи проекта:
1.Оказать психолого-педагогическую, информационно-правовую, образовательную, методическую и организационную помощь семье.
2.Повышать престиж семьи как важнейшего базового института общества и создать модель распространения положительного опыта семей.
3.создать предпосылки для развития социальной активности семей в
воспитательном процессе в учреждении образования.
4.Содействовать развитию и укреплению института семьи, ответственности родителей, повышать морально-нравственные устои, формировать здоровый образ жизни.
Условия успешной реализации проекта:
1.Выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия.
2.Формирование толерантного отношения друг к другу.
3.Следование демократическому стилю общения.
4.Выработка совместно с родителями и детьми ценностей и идеалов, образов с учётом личностных интересов и потребностей.
5.Своевременная адаптация участников проекта.
Также в рамках проекта нарабатывался опыт организации работы клуба «Забота» для приёмных родителей. Клубная деятельность предполагает использование различных форм и методов работы, а также является эффективной формой трансляции положительного опыта воспитания детей в приёмной семье.
Членами клуба являются родители, которые умеют и желают воспитывать детей, а также те, которые прошли реабилитацию детско-родительских отношений.
Цель клуба: привлечь внимание родителей к проблемам воспитания, дать им психолого-педагогические знания.
На протяжении четырёх лет у нас наблюдается большое количество неполных семей. Данная проблема попала в поле зрения социально-психологической службы. Были проанализированы и выявлены следующие причины: рождение детей вне брака, смерть одного из родителей, расторжение брака или раздельное проживание родителей. В большинстве семей данной категории дети живут с молодыми матерями, не имеющими воспитательного опыта, которые растят ребенка одни либо с сожителем, сами из неблагополучных семей. Воспитание детей в таких семьях имеет свои особенности. Из-за отсутствия одного из родителей, второму приходиться брать на себя решение все материальных и бытовых проблем. При этом ему необходимо пополнять дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач приводит к тому, что родители сталкиваются с определенными проблемами, решать которые им порой очень сложно. Было принято решение о создании консультационного пункта «Школа и семья», где они получают необходимую психолого-педагогическую помощь.
Содержание занятий:
1.Анкетирование родителей
2.Консультипование родителей
3.Родительский всеобуч
VІ.Эффективность совместной деятельности педагогического коллектива и семьи в ходе реализации проекта «Вместе»
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, детского и родительского коллективов как равноправных партнеров, стремящихся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству. Такое взаимодействие позволяет лучше узнать о ребенке, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в различных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
С целью создания в учреждении образования организованного пространства взаимодействия с семьей, помощи современной семье в деле воспитания и образования детей, предупреждение появления отчуждения между ребенком и его семьей, с 01.11.2017 года реализуется проект по семейному воспитанию «Вместе».
Проект «Вместе» позволяет реализовать задачи, способствующие формированию отношений сотрудничества в триаде "педагог-ребенок-родители", оказать психолого-педагогическую, информационно-правовую, образовательную, методическую и организационную помощь семье; повысить престиж семьи как важнейшего базового института общества и создать модель распространения положительного опыта семей; создать предпосылки для развития социальной активности семей в воспитательном процессе в учреждении образования; содействовать развитию и укреплению института семьи, ответственности родителей, повышения морально-нравственных устоев, формирования здорового образа жизни.
Участниками проекта являются родители, педагоги, учащиеся, воспитатели и воспитанники дошкольной группы.
В работе над проектом участники руководствуются Кодексом Республики Беларусь о браке и семье; Кодексом Республики Беларусь «Об образовании»; Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Конвенцией о правах ребенка; инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования», годовым планом воспитательной работы.
Работа над проектом ведется согласно плану реализации по направлениям: организационная работа, научно методическая, информационно-методическая работа, работа с педагогическими кадрами, работа с учащимися и воспитанниками, работа с родителями.
В ноябре 2017 года согласован и утвержден проект, план его реализации, ознакомлены с ним заинтересованные лица.
В рамках плана реализации проекта «Вместе» проведены с педагогами и воспитателями дошкольной группы семинары-практикумы: «Психолого-педагогическое сопровождение способных и высокомотивированных учащихся», «Психологические особенности раннего школьного возраста», «Организация взаимодействия социально-педагогической и психологической службы с семьями, которым необходимо повышенное педагогическое внимание», «Взаимодействие подростка в семейном социуме», «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»; заседания методического объединения классных руководителей по вопросам «Роль школы и семьи в привлечении детей и подростков к здоровому образу жизни», «Система взаимодействия семьи и школы в организации правового воспитания учащихся».
Во время реализации проекта велось пополнение школьной библиотеки научно-методической литературой по вопросам семейного воспитания.
Специалистами СППС проведены консультации для педагогов по вопросам воспитания: «Особенности адаптации первоклассников», «Психологические особенности младших школьников», «Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение», «Предотвращение отчужденности между родителями и детьми», «Работа с одарёнными детьми», «Психологическое здоровье детей дошкольной группы и учащихся начальной школы», «Факторы, способствующие возникновению алкоголизма и наркомании среди подростков».
Педагоги и воспитатели дошкольной группы повышали свой профессиональный уровень и педагогическую компетенцию через проведение круглых столов «Воспитание правовой культуры личности», «Позитивное отцовство-счастливое детство», «Нравственное воспитание учащихся в школе», «Роль внеклассной и внешкольной работы в мотивационной сфере учащихся»; тренировочное занятие «Сплочение».
Опытом работы по взаимодействию с семьей учреждение образования делится в пределах района, области и республики. Во время работы постоянно действующего семинара для заместителей директоров по теме "Пути совершенствования взаимодействия учреждений образования с семьей: эффективная практика и новые подходы к организации» заместитель директора по основной деятельности Козлова Г.В. продемонстрировала методический материал «Организационно-практические и управленческие аспекты построения практики эффективного взаимодействия учреждения образования с семьей». Директор учреждения образования Жогаль З.И. осветила вопрос «Создание в учреждении образования организованного пространства взаимодействия с семьей посредством деятельности консультационного пункта" Школа и семья». Педагог социальный Черкес Е. А. провела для участников семинара и приглашенных родителей интерактивное занятие «Азбука семейного воспитания» по теме «Организация работы учреждения образования по семейному воспитанию посредством использования новых форм работы с семьей». Заместитель директора по основной деятельности Козлова Г.В. сделала презентацию работы по семейному воспитанию в нашем учреждении образования, педагог социальный Черкес А.А. выступила по вопросу «Работа по выявлению и устранению причин насилия в семье, организация деятельности по оказанию помощи жертвам насилия, проведение информационно-просветительской работы по предотвращению насилия в семье».
На базе учреждения образования праведен районный семинар педагогов социальных и педагогов-психологов по теме «Межведомственное взаимодействие субъектов профилактики по раннему выявлению семейного неблагополучия и оказания помощи своевременной семье», на котором своим опытом работы делились бывший председатель Глыбоченского сельисполкома Велюга Л. В., председатель Глыбоченского сельисполкома Шершнев В. В., участковый инспектор РОВД Клотченко И.С., педагог социальный Черкес Е. А.
Библиотекарь Герцик Е.С. направила для участия в областном этапе VІ республиканского конкурса " Библиотека-центр духовного просвещения и воспитания” конкурсную работу “Семья – наследница нравственных и духовных ценностей». Работа отмечена диплом ІІ степени.
Педагог социальный Черкес А. А. приняла участие в республиканской НПК по направлению «Формы и методы обучения родителей воспитанию детей в современных условиях» с методическим материалом “Повышение уровня педагогической компетентности родителей в рамках семейно-ориентированного подхода”, получен сертификат участника конференции.
Ежегодно ко Дню матери, Дню семьи в школьной библиотеке проводятся выставки методической и художественной литературы по семейному воспитанию.
Участниками проекта разработаны методические материалы в помощь классным руководителям, педагогу социальному, педагогу-психологу, воспитателям дошкольной группы, воспитателям группы продленного дня по работе с семьей, собран сценарный материал, фотоотчеты о проведении мероприятий проекта.
Учащиеся принимали участие в проведении диспута «Как правильно жить», беседе с обсуждением «Культура семьи», игры «В мире семейной любви, добра, красоты», воспитательных мероприятиях: к Международному дню семьи семейная конкурсная программа «Когда семья вместе – сердце на месте”, празднике ко Дню матери «Спасибо Вам, мамочки, за то, что мы есть»; выпуске информационного бюллетеня “Моя семья – моя крепость”; семейного дня здоровья «Будь спортивным и здоровым»; праздничном концерте ко Дню матери «С любовью к маме»; семейной мастерской «Сделаем вместе»; утреннике «Слава материнским рукам».
В рамках реализации проекта в учреждении образования проведена семейная конкурсная программа «Мы вместе против насилия», спортивные семейные праздники «Вспоминая детство», «Вместе с папами», «Милым мамам посвящается”, день здоровья «В гости к Мойдодырю», новогодний праздник, праздник «Рождество пришло», конкурсная программа «Снежная битва», народные забавы «Масленичные приключения», праздник «Мужество Отечества», спортивная программа «Здоровый я – здоровая страна», сюжетно-ролевая игра «Семья», выставка рисунков «Моя семья», составлен альбом «Дружно в садике живем».
При проведении этих мероприятий свои творческие способности показывали не только ученики, а также родители и учителя.
Классными руководителями 9-11 классов совместно с заведующей женской консультации Ушачской ЦРБ организовано ознакомление девушек 9-11 классов с работой кабинета по планированию семьи с целью уважительного отношения к семье как к базовой ценности общества и помощи учащимся в осмыслении своей будущей личной жизни и принятии здоровых репродуктивных решений.
Классными руководителями и воспитателями дошкольного группы проведены родительские собрания «Формирование навыков здорового образа жизни», «Роль семьи, школы, социума в развитии потенциальных возможностей ребенка», «Все начинается с семьи». На родительских собраниях выступали заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Ушачского районного исполнительного комитета Фокина А. Н., врач-нарколог Ушачской ЦРБ Пугач П. Г., врач Глыбоченской БСУ Приходько А.С., настоятель храма иерей Талеренок А.В., представители РОВД, РОЧС.
Для родителей педагогом-психологом и педагогом социальным проведены консультации «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка», “»Семейное воспитание», «Как выйти из проблемной ситуации», «Как помочь ребенку в период переходного возраста», «Кризис и противоречия переходного возраста», «Временный режим несовершеннолетнего», «Профилактика компьютерной зависимости».
Родители приняли участие в психологическом занятии "Родители на” грани”, или отобранное детство», родительских университетов «Знаем ли мы закон?», «Летняя занятость детей», единых родительских днях «Законы жизни семьи“,” семейные традиции и их роль в воспитании детей “” роль семейного воспитания в формировании детской личности», тренинге «Семья – главный ресурс здорового развития травмированного ребенка», тренинге для приемных родителей.
С целью изучения условия проживания и воспитания несовершеннолетних, семьи посещались в рамках проведения рейдов «Семья», «Подросток». С родителями проведены беседы по созданию надлежащих условий для воспитания, проживания и обучения своих несовершеннолетних детей, соблюдению правил пожарной безопасности, по повышению правовой культуры, ведению здорового образа жизни, недопущению фактов оставления детей без присмотра.
Вывод:Результатами проделанной работы по реализации проекта “Вместе” стало функционирование системы оказания психолого-педагогической, информационно-правовой, методической и организационной помощи семье; повышение престижа семьи и ее социально-психологической культуры как важнейшего базового института общества и создание модели распространения положительного опыта семей.
VІІ. Клуб «Забота»для приёмных родителей как одно из наиболее эффективных и доступных форм взаимодействия школы и замещающей семьи
Сегодня в средствах массовой информации все чаще обсуждается вопрос о кризисе современной семьи и трансформации ее роли в жизни человека. В этих условиях особую актуальность и остроту приобретают проблемы, связанные с приемными семьями, решившими взять на себя ответственность за воспитание детей из государственных воспитательных учреждений. Особые трудности доставляет процесс адаптации ребенка в приёмной семье, обусловленный как депривационными расстройствами самих детей, так и проблемами функционирования «базисной» семьи, ее способности к изменениям и переходу на новый уровень развития уже в качестве замещающей семьи. Как правило, эти семьи остро нуждаются в особой помощи специалистов, так как приемные дети уже имели опыт пребывания в семьях, которые сочетали несколько форм неблагополучия. Перед замещающими родителями встают вопросы: чему и как учить детей, как с ними общаться, как справляться с капризами и непослушанием. Где родители могут получить ответы на эти вопросы? Канечно же, в первую очередь в учреждении образования. У нас таким центром повышения психолого-педагогической культуры для приёмных родителей стал клуб «Забота» как одна из наиболее эффективных и доступных форм сопровождения замещающих семей.В нашем учреждении 4 приёмные семьи, воспитывающие 6 детей, 5 из которых являются школьниками.
Ценность работы клуба заключается в добровольном и неофициальном характере встреч. Деятельность клуба «Забота» основывается на принципах законности, доверия и уважения.Формат клуба — это поддерживающее, уютное пространство, вкотором возможно в безопасной и дружественной атмосфере обсудитьзначимые родительские темы, узнать новую информацию, поделитьсяличным опытом, услышать занимательные истории, посмотреть на своипроблемы со стороны. В клубе все равны и каждый важен. Здесь признаетсяценность любого опыта. Здесь можно поговорить о том, что реально волнует.
Основной целью клуба является организация совместной деятельности замещающих родителей по вопросам партнерского общения, развития психолого-педагогической компетентности, родительской культуры.
Вся деятельность клуба носит социально-практический характер и направлена на формирование творческого, познавательного, социально-позитивного, развивающего опыта замещающих родителей посредством реализации мероприятий клуба.
Замещающие родители имеют возможность поделиться своими радостями и трудностями с такими же семьями, почувствовать, что они не одиноки, что рядом есть не только специалисты, готовые их поддержать, но и семьи со схожими жизненными ситуациями. При организации деятельности клуба «Забота» мы учитывали специфические интересы и индивидуальные запросы приемных семей.
Особый интерес у приемных родителей вызывают вопросы, связанные с взаимодействием с биологическими родителями и близкими родственниками приемного ребенка, взаимоотношениями родных и приемных детей в семье. Приемные родители с гордостью рассказывали об успехах своих детей в различных сферах: учебе, спорте, творчестве. Многие приемные родители испытывают страх по поводу плохой наследственности ребенка, которого планируют принять в свою семью.
Мы практикуемсовместные мероприятия клуба с взрослыми и детьми, что позволяет младшим усваивать образцы и нормы поведения, нравственные понятия, способствует формированию адекватной самооценки, развивает позитивное отношение к окружающему миру. Интерактивная игра «Мы вместе», заседание за круглым столом «Поделись улыбкою своей», обмен опытом «Семейный досуг» - яркий пример сплочения детей с приёмными родителями.В ходе заседаний клуба родители участвовали в беседах «Воспитание ответственного и безопасного поведения у подростков», «Подросток и закон», «Дети и психологические травмы», «Гиперактивные дети», «Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка», анкетировании «Как вы воспитываете своих детей?», «Стили воспитания», «Интересы и увлечения моего ребенка», практическом занятии «Подросток и деньги».
Качественная подготовка к каждой встрече, четкий отбор материала, практическая направленность, ненавязчивость обучения различным приемам взаимодействия с детьми – все это способствовало заинтересованности приёмных родителей в посещении мероприятий клуба «Забота».
Нами были выделены критерии эффективной работы клуба: высокая посещаемость встреч, применение родителями полученных навыков в воспитании детей, положительная оценка деятельности клуба приёмными семьями и направленность на дальнейшее сотрудничество с педагогами школы.
Вывод.Проведение встреч в клубе «Забота» способствовалосплочению и обмену опыта участников, повышению родительской психолого-педагогической культуры и компетентности, улучшению детско-родительских отношений, социализации приёмных семей в обществе, а также созданию атмосферы доверия и взаимопомощи со стороны родителей и педагогов.Конечно, мы в самом начале пути, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что клуб приёмных родителей»Забота» является эффективной формой психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.
VІІІ.Профилактика семейного неблагополучия посредствомдеятельности консультационного пункта «Школа и семья»
Все счастливые семьи счастливы одинаково,
а каждая несчастная семья несчастна по-своему
Л.Н. Толстой
На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социальное неблагополучие семьи стало весьма распространенным. Данные ряда исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательным примером родителей – систематическими пьянками, жестокостью, скандалами, правонарушениями. Однако из этих же данных вытекает и другой вывод: две трети подростков-правонарушителей воспитывались в семьях, где отсутствовали столь явные источники отрицательного влияния. Тем не менее, эти семьи тоже не смогли правильно воспитать детей, поскольку в них царила неблагоприятная нравственно-психологическая обстановка, обусловленная эгоизмом и потребительской психологией родителей. Именно отец и мать своими поступками, образом жизни дают своим детям самые убедительные образцы поведения. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании отрицательно влияют на развитие личности ребенка. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности.
При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей: оно носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата эмоциональности в отношениях с взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье неизбежно приводят к нарушениям эмоционального развития, и могут отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка.
Все эти тревожные показатели детского и семейного неблагополучия свидетельствуют о необходимости принятия действенных мер по улучшению ситуации со стороны учреждения образования, ведущего работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Прежде чем создать консультационный пункт для родителей учащихся, проведены обучающие семинары для педагогов:«Что такое неблагополучная семья?», «Почему ребёнку учиться трудно или причины школьной дезадаптации», «Причины детского и подросткового суицида», «Роль взрослых в оказании помощи детям в кризисных ситуациях», «Права ребёнка». С учащимися 1-11 классов проводились классные часы «Я и мои друзья», «Я и моя семья»; «Что такое ответственность?» «Как справиться с плохим настроением?», «Способы решения конфликтов с родителями».
В учреждении образования в 2017/2018 учебном году не былосемей, в которых несовершеннолетние признаны находящимися в социально опасном положении. Однако над семьями учащихся проводилось наблюдение, с их родителями - индивидуальные беседы, тренинги семейных отношений.
В соответствии с приказом директора от 06.10.2017 № 270 в учреждения образования создан консультационный пункт «Школа и семья», деятельность которого направлена на профилактику семейного неблагополучия через получение родителями необходимой социально-педагогической, психологической и правовой помощи. Эта помощь оказывается и педагогом-психологом, и педагогом социальным, и классными руководителями в виде анкетирования «Школьные проблемы моего ребёнка», «Интересы и увлечения моего ребенка», индивидуальных и групповых консультаций «Факторы, которые влияют возникновению алкоголизма и наркомании подростков». «Психологическое здоровье воспитанников и младших школьников», тренингов «Семья-главный ресурс здорового развития травмированного ребёнка», «Как помочь ребёнку избежать компьютерной зависимости», гендерного практикума «Линия жизни. Два полюса. Два материка», родительского всеобуча: «О поощрении и наказании», «Типы семей и стили семейного воспитания», «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка».
Работа консультационного пункта «Школа и семья» имеет следующие преимущества:
-участие в работе всех родителей, желающих изменить положение дел в своей семье.
-происходит освоение конкретных методов и приемов воспитания на практике.
-каждый родитель получает методические рекомендации, помощь.
-учитываются индивидуальные особенности родителей, осуществляется дифференцированный подход.
-повышается педагогическая культура всех категорий родителей
В свою очередь консультирующие педагоги придерживаются следующих принципов:
- учитывают особенности воспитания в каждой отдельной семье
- опираются на положительный семейный опыт, что способствует повышению приоритета семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов
-стараются устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность.
Вывод: Деятельность консультационного пункта «Школа и семья» способствовала сохранению благополучия в семьях обучающихся. Как результат работы и в 2020/2021 учебном году не былосемей, в которых несовершеннолетние, признанные находящимися в социально опасном положении.
ІX.Из опыта семейного воспитания семьи Клотченко И.С.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
М. Лангер
На протяжении 2019/2020 учебного года изучался для обобщения опыт семейного воспитания многодетной семьи, проживающей в агрогородке Глыбочка. Наша цель - объединить усилия учреждения образования и семьи в вопросах воспитания, обучения, предоставить родителям возможность общаться друг с другом в неформальной обстановке, рассказывать о своих отношениях и семейных традициях.
Семья участкового инспектораРОВД Клотченко Ивана Сергеевича и бухгалтера-кассира КУСХП «Глыбочаны»Клотченко Анастасии Геннадьевны является примером семейного воспитания: в доме царит любовь, взаимопонимание, взаимоуважение. И отец и мать правильно организовали режим дня детей, создали благоприятные условия для физического и психического развития малышей, обеспечили их уравновешенное, бодрое состояние, сохраняютих нервную систему от переутомления. Родители большое внимание уделяют трудовому воспитанию детей в семье. С раннего детства дети имеют свои трудовые обязанности. В их доме всегда порядок, уют. В доме и на улице много цветов, за которыми ухаживают дочери Елизавета и Мария. Сын Михаил помогает отцу по хозяйству. Родители заботятся о физическом здоровье своих детей, своим примером пропагандируют здоровый образ жизни. Мама и папа мечтают вырастить достойных патриотов своей страны, прививают детям любовь к Родине.
У родителей доброжелательные взаимоотношения с односельчанами, соседями. Иван Сергеевич всегда приходит им на помощь. Анастасия Геннадьевна помогает добрым советом. Жители аг.Глыбочка с чувством признательности и уважения отзываются об этой многодетной семье.
Семья Клотченко находится в постоянном контакте со школой: регулярно посещает родительские собрания, родительские университеты, воспитательные мероприятия, семейные праздники на базе школы, помогают в подготовке и организации таких праздников, Анастасия Геннадьевна является членом родительского комитета, Иван Сергеевич-член совета профилактики.
Лучше всего о семейном воспитании и взаимодействии со школой говорят сами члены многодетной семьи.
Из беседы с главой семьи Клотченко Иваном Сергеевичем
Мы– счастливые родители, в нашей семье растут три очаровательные дочери, Елизавета, Мария, Екатерина, и сын Михаил. В нашей семье есть много замечательных, сложившихся годами, традиций. Это - семейные торжества: дни рождения, календарные и религиозные праздники.
С семьи начинается жизнь человека, именно родители прививают ребёнку добрые начала. На наш взгляд самое ценное, что может дать семья, - это родительская любовь.Что значит любить ребёнка? В понимании нашей семьи – это значит заранее подготовить дочерей и сына к самостоятельной жизни, имея представления, каких людей мы хотим вырастить. Поэтому стремимся сочетать свои чувства к детям с разумной требовательностью, добротой и строгостью, любовью, уважением к ним и верой в их возможности.
Мы всегда напоминаем нашим детям, что в семье радости или беды общие. И они знают, что есть люди, которые их поймут, дадут совет или просто пожалеют. Только семья может дать ощущение защищенности и взаимной заботы.
Мы очень любим животных и считаем, что животные способствуют развитию у детей таких чувств как доброта, нежность и любовь к близким. Мы часто всей семьей выезжаем в город, посещаем различные детские праздники. В выходные дни ходим в лес, где всей семьей проводим весело время за сбором ягод и грибов. Совместное времяпровождение сближает нас с детьми.
Школу я посещаю часто по долгу службы. Но всегда интересуюсь успехами моих детей, консультируюсь с педагогами, как организовать досуг детей, как уберечь их от компьютерной зависимости, как научить быть милосердными, как развивать творческие и умственные способности.
А вообще у нас очень дружная и веселая семья.И я ею очень горжусь.
Из беседы с хозяйкой дома Клотченко Анастасией Геннадьевной
Семейное воспитание в нашей семье предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности. Воспитание детей в семье мы строим на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования. Огромную помощь в организации воспитания мне оказывают специалисты школы. Консультации «Семейное воспитание», «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка», «Режим дня школьника» помогли правильно организовать быт, занятия и отдых моих детей.
Мы стараемся как можно больше свободного времени проводить всей семьёй, чтобы наши дети понимали ценность и необходимость семейного общения, поэтому стараемся не упускать момента и при первой же возможности отправляемся на прогулку.
Мне как матери важна забота о физическом здоровье всех членов нашей уже немаленькой семьи. Забота о развитии и здоровья наших детей начинается с организации здорового образа жизни именно в семье. Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья, т.е. просто быть счастливым человеком.«Берегите здоровье смолоду!» -эта пословица имеет глубокий смысл. В нашей семье существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»В нашей семье растут четверо детей, и главная наша задача, чтобы они выросли здоровыми и счастливыми, стараемсяразвивать их интеллект, формируем твердость характера, воспитываем полезные навыки и умения.
Наша семья крепка и для нас она важна! Мы верим, что каждый человек имеет право быть счастливым. Мы счастливы в своей семье и многому учимся у своих родных и близких старшего поколения, чтобы передавать свой опыт своим детям.
Здоровый, благоприятный климат в семье доброжелательное отношение друг к другу для нас это важно. Мы думаем, что каждый человек имеет право быть счастливым и здоровым, прививаем детям привычку здорового образа жизни с раннего детства. Очень помогла информация, полученная на родительском собрании «Формирование навыков здорового образа жизни», «Режим дня школьника». На первом месте хочется отметить, что соблюдение режима дня – это очень важно. Утро начинается с утренней зарядки, водных процедур, что помогает детям быстро стряхнуть с себя остатки сна и включиться в дневной ритм жизни. Я как мама стараюсь организовать правильное, рациональное питание по режиму. Дети употребляют в пищу мясные и молочные продукты, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты в достаточном количестве. Большое внимание уделяем физическому развитию своих детей, закаливанию воздухом, солнцем, водой. Это регулярные семейные прогулки на свежем воздухе, игры на детской площадке, где ребята бегают, прыгают, подтягиваются, играют с мячом, прогулки на велосипедах - летом, зимой на санках, устраиваем прогулки в лес, где можно и полюбоваться красотой родного края, подышать свежим воздухом, поиграть в различные игры. Дети вместе с папой летом часто бывают на озере, где получают и заряд бодрости и хорошее настроение, но и конечно же закаливание организма. Много путешествуем по городам, любим наш Минск, Витебск. Забота о наших детях и о здоровье и интеллектуальном развитии способствует формированию у них привычек к здоровому образу жизни.
Из беседы со старшей дочерью Елизаветой
Наша семейная жизнь состоит не только из развлечений. Мы конечно же вместе умеем отдыхать. Мне было очень приятно, что в спортивном семейном празднике «Вспоминая детство» и в спортивной программе «Здоровый я – здоровая страна» наша семья активно участвовала. Мы умеем, и трудиться. У каждого из нас свои обязанности. Любую работу мы выполняем с увлечением, с интересом, с радостью. Это не только весело, но и интересно и познавательно. Родители рассказывают нам о деревьях, ягодах, кустарниках. Сообщают, какие звери водятся в нашем лесу. Учат наблюдать за насекомыми. Всё это дарит массу ощущений не только нам, детям, но и самим нашим родителям. МЫ ВСЕГДА ВМЕСТЕ.
Из беседы с сыном Михаилом
Я люблю папу, маму и сестричек, поэтому принимал участие в выставке рисунков «Моя семья». Папа для меня-пример во всём. Буду хорошо учиться. Хочу быть как папа милиционером.
Вывод.Как видим, семейное воспитание в многодетной семье Клотченко Ивана Сергеевича и Анастасии Геннадьевны может служить примером для подражания. В этой семье формируются такие качества личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. У детей развивается интеллект и творческие способности, дается первичный опыт трудовой деятельности, происходит нравственное и эстетическое формирование,закладываются эмоциональная культура и физическое здоровье детей. Налажена постоянная взаимосвязь семьи и школы и в вопросах воспитания, и в вопросах обучения, и в вопросах занятости.
Счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Пусть слова М. Лангера будут им пожеланием – напутствием:
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
З вопыту сямейнага выхавання сям’і Церашкаўца А.І.
Сям’я – адзінства думак і спраў
Сямейны партрэт
Сям’я Церашкавец нарадзілася ў прыгожы летні дзень 22 жніўня 2009 года. Спачатку сям’я налічвала толькі двух чалавек: тату, Церашкаўца Арцёма Іванавіча, які служыў па кантракце ў войсках радыё-электроннай барацьбы, і маму, Церашкавец Таісію Ігараўну, на той час яшчэ студэнтку “ВДУ імя П.М. Машэрава”.Праз нейкі час, халодным, але шчаслівым зімнім днём, сям’я папоўнілася на аднаго чалавечка, цудоўную дачушку Ксенію. Дзяўчынка з ранняга дзяцінства праяўляла свае творчыя здольнасці.Мама закончыла ўніверсітэт і сям’я пераехала на малую радзіму – у родную вёску Глыбачка. Як жа цудоўна было вярнуцца ў сваю родную школу! Аднак ўжо не ў якасці вучаніцы, а настаўніцы нямецкай мовы і намесніка дырэктара па асноўнай дзейнасці. Пасля пераезду ў Глыбачку, тата паступіў на спартыўна-фізічны факультэт Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Падчас вучобы тата пачаў працаваць настаўнікам фізічнай культуры і здароўя, з поспехам асвойваючы новую для сябе прафесію – педагога.
У 2016 годзе Ксюша стала вучаніцай Глыбачанскай школы.Увесь час яна стараецца атрымоўваць высокія адзнакі, пры гэтым актыўна ўдзельнічаючы ва ўсялякіх конкурсах, алімпіядах, спаборніцтвах. Немалаважна тое, што ўжо ёсць станоўчыя вынікі. Гэта і дыплом 3 ступені ў раённай алімпіядзе па рускай мове, дыплом 1 ступені ў раённай НПК, дыплом 3 ступені ў абласным конкурсе даследчых работ і творчых праектаў “Вернісаж”, дыплом 1 ступені ў абласной дыстанцыйнай алімпіядзе “Скрыжаванне” і многія іншыя. Праз некалькі год у сям’ю прыйшоў новы член сям’і – сыночак Алёша, жвавы і пазітыўны хлопчык. Кожны новы дзень з ім цікавы і насычаны новымі падзеямі і эмоцыямі. Галоўнае хобі для Лёшы – гэта дапамога. Ён дапаможа ўсё і ўсім: пафарбуе шпалеры, выдавіць усю зубную пасту і змыліць мыла, схавае пульт ад тэлевізара ці пасцірае абутак. Такога памочніка трэба яшчэ пашукаць!
Канешне, кожная сям’я павінна кіравацца нейкім дэвізам, ці знакамітымі радкамі. Які накірунак ты дасі сваёй сям’і, так яна і будзе рухацца наперад. Хутка ці павольна, з радасцю або клопатамі, сумесна ці паасобку.
У гэтай сям’і пакуль што няма сваёй асабістай песні, якой яны маглі б ганарыцца, аднак у іх ёсць любімая, якую дзядуля любіць спяваць пад гітару. Гэта песня “Родны дом” гурта “Машина времени”. Вось некалькі радкоў з песні:
В краю чужом, я вспомнил дом.
И темной ночью, и самым светлым днем
Так хорошо иметь свой дом.
Помни о том - в краю чужом.
И темной ночью, и самым светлым днем
Так хорошо иметь свой дом.
Крыніцы сямейных традыцый
У сям’і Церашкаўцоў існуе некалькі сямейных традыцый.
Па-першае, гэта сям’я - сям’я педагогаў. Гэта ўжо можна лічыць невялікай традыцыяй, улічваючы тое, што ў іх дастатковая колькасць сваякоў, якія маюць такую ж прафесію. Ці стануць Ксюша і Алёша яе працягвальнікамі? Пакуль што не вядома. Аднак зараз Ксюша марыць вучыцца ў кадэцкім вучылішчы. Па-другое, усе яны маюць цягу да творчасці. У вольны час любяць спяваць, танцаваць або іграць на музычных інструментах, акрамя таго усе з радасцю гатуюць, майструюць штосьці сваімі рукамі, чытаюць кнігі, а таксама праводзяць разам вольны час, адпачываючы на паветры, або займаючыся спортам.
Напрацягу ўжо больш 10 год сям’я прымае ўдзел у разнастайных конкурсах і турнірах. Аднойчы пры падрыхтоўцы да спартыўнага сямейнага конкурса, які праводзіўся ў Глыбачанскім СДК, сям’я вызначыла для сябе дэвіз і эмблему з выявай тыгра. Чаму менавіта гэта жывёла? Таму што, па-першае, ў сям’і тата Арцём, Ксюша і дзядуля Ігар нарадзіліся ў год тыгра, а па-другое, яны дужыя, хуткія і накіраваныя на поспехі і перамогі.
У Церашкаўцоў ужо ёсць некалькі перамог, у тым ліку і абласнога ўзроўню. Абсалютнымі пераможцамі ў раённым і абласным этапах яны сталі ў конкурсе “Энергамарафон”, пасля чаго пра іх напісалі артыкулы газеты “Патрыёт” і “Комсомольская правда”.
“Мой дом – мая крэпасць”. Менавіта так гучаць вядомыя словы Э. Кока, якіх Церашкаўцы заўсёды прытрымліваюцца. Кок лічыў, што дом – гэта месца на зямлі, дзе чалавек можа і павінен адчуваць сябе ў поўнай бяспецы. Не толькі фізічна, але і маральна-псіхалагічна. Атмасфера ў доме павінна агортваць цеплынёй, радасцю і прыносіць душэўны спакой. Калі ў вашай сям’і прысутнічаюць такія пачуцці, калі вы праводзіце ўвесь вольны час разам з сям’ёй, будуеце планы на будучае – значыць усё ў вас будзе добра”- так разважае гаспадыня Таісія Ігараўна.
X. Результативность педагогического опыта
Результативность проекта оказалась возможной лишь при тесном сотрудничестве и включённости в процесс реализации проекта родителей, детей, всего педагогического коллектива.
Работа над проектом «Вместе» позволила учащимся получить ощущение успеваемости с одной стороны, независимо от учебной деятельности, и с другой стороны, не путем асоциального поведения, раскрыть их творческие способности в различных видах деятельности, а также организовать сотрудничество с родителями, повысить их активность, что способствовало уменьшению количества неблагополучных семей.
В результате реализации проекта выявлены изменения по следующим показателям:
- повышение уровня мотивации включённости родителей в процесс реализации проекта;
- осознание ответственности и значимости роли семьи в воспитании детей;
-повышение уровня психолого-педагогической культуры;
- снижение числа конфликтных ситуаций, возникающих в семье;
-развитие практических навыков и умений в вопросах решения трудностей детско-родительских отношений;
-сформированность стойкого интереса у родителей к проводимым мероприятиям и проявление личной инициативы в их подготовке.
Одним из изменившихся условий является поворот семьи к тем проблемам и нуждам, которые приводят к изменению ценностей, как материальных, так и духовных.
И как итог деятельности – укрепление социально-педагогической и психологической значимости родителей, повышение их авторитета в глазах детей, семейного воспитательного потенциала и усиление роли семьи в развитии полноценной личности ребёнка.
Однако, воспитание полноценной личности ребёнка невозможно без участия отца, что приводит к негативным педагогическим и социальным последствиям. Утратив положение лидера, ответственности за семью, отцы чаще всего недостаточно точно понимают свою роль в воспитании детей. Эта проблема на сегодняшний день нуждается в особом внимании со стороны специалистов социально-психологической службы.
ХІ. Вывод
Опыт совместной работы по организации взаимодействия семьи и учреждения образования в деле воспитания и образования детей, предупреждения появления отчуждения между ребенком и его семьей посредством реализации проекта «Вместе» заслуживает внимания в связи с тем, что отмечено:
-снижение числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, числа неполных семей;
-функционирование системы оказания психолого-педагогической, информационно-правовой, методической и организационной помощи семье;
-совершенствование психолого-педагогической, правовой помощи семьям, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия;
-повышение уровня родительской компетентности и ответственности, в том числе путем популяризации позитивного опыта семейной жизни;
-создание условий для стабилизации ситуации в семье, мобилизация внутренних ресурсов семьи для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание детей;
-формирование здорового образа жизни, привлечение к спорту, активному отдыху и культурному досугу детей и семей, воспитывающих детей.
Необходимо продолжить совместную деятельность учреждения образования и семьи, выделив главным направлением профессиональное самоопределение учащихся в ходе реализации проекта «Вместе».
Адресные рекомендации по использованию опыта
Предложенный опыт представляет интерес в первую очередь для заместителей директоров по воспитательной, учебно-воспитательной работе и основной деятельности, социально-психологических служб и классных руководителей учреждений общего среднего образования, а также родителей обучающихся.
ХІІ.Библиография
1.Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. Минск, 1998;
2.Журнал «Народная асвета», № 9/2006, №2/ 2007;
3.Журнал «Праблемы выхавання», № 5-13 / 2006;
4.Кодекс республики Беларусь о браке и семье. Минск, 1999;
5.Питание школьников.- Мн.:Изд.ООО «Красико-Принт»,2003. – 128 с.
6.Журнал «Минская школа сегодня», 2007 год, №7
7.Социальная работа с семьей. Проблемы и перспективы. Выпуск 3. Антология. Издательство: Издательство Санкт-Петербургского университета.
8. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В., М., 1991.
9. Храмова, Ф.И. Идеологическое воспитание: параметры эффективности. М., 2005
10. Богданович О.Н. Воспитательная деятельность в общеобразовательных учреждениях. Мозырь, 2008
11. Василевич, Л.И. Вместе к самопознанию. Мозырь, 2002
12. Арлова, Г.П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў. Мінск , 2009
13. Журнал «Праблемы выхавання” , 2007 год, №1, стр.47
14. Журнал “Пачатковая школа”, 2007 год, №4, №10
15. http://iemcko.narod.ru/3114.html. сайт практического психолога.
16.Е.Н. Алтынцева, А.П. Лаврович, Н.Н. Ваккер «Социально-педагогическая поддержка замещающих семей» - Минск: Нац. ин-т образования,2017.-208 с.
17. Н.А. Залыгина, М.Е. Минова «Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания» - Минск: Нац. ин-т образования, 2019.-192 с.
18. В.В. Мартынова , А.Н. Ходосок «Социально-педагогическая работа с семьёй» - Минск: Нац. ин-т образования, 2010.-216 с.
19. В.В. Мартынова «Воспитание в замещающей семье» - Минск: Нац. ин-т образования, 2018.-168 с.
20. А.А. Глинский, А.Ф. Журба «Воспитание труженика, семьянина»- Минск: Нац. ин-т образования, 2018.-232 с.
21. В.В. Мартынова/ А.Н. Ходосок «Воспитание в семейной группе социально-педагогического учреждения» - Минск: Нац. ин-т образования, 2012.-216 с.
22. А.С. Никончук «Социально-педагогическая работа в группах» - Минск: Нац. ин-т образования, 2011.-152 с.
23. В.С. Богословская, А.И. Янчий «Программа «САН :самочувствие, активность, настроение»-Минск: Нац. ин-т образования, 2007.-120 с.
24. Шестилетний ребёнок в семье и учреждении образования/Е.А. Панько; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск: Нац. ин-т образования, 2016.-216 с.
25.Т.В. Ничишина «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье» -Минск: Нац. ин-т образования, 2018 -248 с.
26.Е.И.Медведская «Ребёнок в пространстве мультимедиа: предупреждение зависимости» -Минск: Народная асвета, 2018.-192 с.
27.В.В.Мартынова, Е.К.Погодина, Д.О. Донченко «Профилактика правонарушений учащихся»- Минск: Нац. ин-т образования, 2019 -192 с.
раскрыть » / « свернуть