Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через создание медиаресурсов
Терешковец Таисия Игоревна,
учитель немецкого языка, 33-3374799, ГУО «Глыбочанская детский сад-средняя школа имени Б.И. Юркина Ушачского района» Витебской области
На сегодняшний день большинство школ имеют музеи. Это говорит о том, что и руководство, и сами педагоги понимают необходимость использования всех его материалов в образовательном процессе. Именно через деятельность музея существует возможность воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на верных примерах. Ведь сегодня остается все еще острой проблема приобщения учащихся к историческому и культурному наследию малой родины.
Сегодня, в век цифровизации и компьютеризации, становится неотъемлемой частью образовательного процесса использование компьютерных технологий. Поэтому во благо воспитания подрастающего поколения каждый педагог обязан уметь пользоваться достижениями современного общества и привлекать своих учеников к активному их использованию. Однако это не означает, что все дети должны «засесть» за гаджетами, бездумно тратя свой интернет-трафик. Учащимся можно предложить, например, научиться создавать качественный интернет-продукт. Таковыми стали для нас медиаресурсы, разработанные на основе архивных материалов школьного музея: «По следам Гарри Поттера», виртуальный музей, «Стена памяти» и «Партизанскими тропами».
Музей Глыбочанской школы был открыт в 1984 году. Изначально он имел только одну экспозицию, которая была посвящена Герою Советского Союза Борису Ивановичу Юркину, чье имя носит наше учреждение образования. Открытию музея предшествовала длительная поисковая работа учеников и педагогов, организованная еще в 1966 году под руководством учителя-фронтовика Законникова Ивана Васильевича. Данную работу можно считать началом проектной деятельности в нашей школе, направленной на изучение историко-культурного наследия малой родины.
На сегодняшний день музей имеет три тематических зала, которые посвящены историческим событиям, происходившим на территории малой родины, и людям, чьи судьбы переплелись с нашим краем. Фонды музея насчитывают большое количество воспоминаний и фотографий ветеранов Великой Отечественной войны, предметов быта белорусов середины 20 века, картины местного художника и ветерана войны Крупени Д.В. и многое другое. Поэтому можно с уверенностью сказать, что музейные архивы – это кладезь разнообразной информации, на основе которой можно развивать патриотизм, любовь к своей стране и малой родине, гражданственность и чувство долга.
В 2019/2020 учебном году, накануне празднования 75-летней годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в школьном музее была проведена реконструкция и обновление всех экспозиций. Тогда же был создан творческий коллектив учащихся и педагогов «Краеведы», основная цель которого – систематизация, обновление, оцифровка и переработка имеющиеся материалов музея, а также их пополнение и популяризация. Творческий коллектив успешно влился в данный процесс, окунаясь в события прошлого нашей страны, а также родной Ушаччины. Краеведы смогли обработать большое количество информации, дополнить ее и создать на этой основе два медиаресурса: квест-игру «По следам Гарри Поттера» и виртуальный музей школы. Работа в данном направлении была отмечено на областном уровне дипломами 2 и 3 степени в рамках конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».
Следует отметить, что дети, участвующие в каждом проекте, являются и идейными вдохновителями, и редакторами, и главными оценщиками готового продукта. Работа над созданием сайта строится таким образом, что изначально между ребятами распределяются обязанности. Например, в состав группы учащихся могут войти: редактор сайта, дизайнер, веб-программист, архивариус. Каждый участник изначально получает указания, в которых ясно определено «поле деятельности», пути и способы достижения главной цели. Дизайн, наполнение сайта, используемые материалы – все это краеведы определяют сами, обсуждая важные вопросы между собой. Педагоги, которые входят в число руководителей проекта, только направляют учащихся и дают ценные советы. Очень радует, что благодаря градации детей по направлениям деятельности, несколько ребят заинтересовались схожими профессиями и планируют в будущем связать свою жизнь с интересующей сферой.
Положительные отзывы не могли не отразиться на заинтересованности юных краеведов в дальнейшем сотворчестве. Теперь у нас даже не возникает вопроса о том, как вовлечь наших детей в дела патриотической направленности, как вырастить их настоящими патриотами своей Родины. Этому способствует и работа по реализации проекта «Память поколений», одним из мероприятий которого является создание коллективом педагогов и учащихся медиаресурсов под названием «Стена памяти» и «Партизанскими тропами».
Медиаресурс «Стена памяти» [1]
Актуальность проекта, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. В ходе проекта через знакомство с жизнью участников и ветеранов Великой Отечественной войны у современных учащихся формируется активная гражданская позиция. Совместный труд детей, педагогов, родителей, ветеранов, общественности по наполнению сайта способствует формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров молодежи. [2]
Мы, как представители молодого поколения немного знаем о том, как жили, воевали наши земляки, какие испытания им пришлось пройти, какие трудности пережить на своем довоенном жизненном пути. А ведь в их судьбе, как в зеркале, отразилась судьба всего поколения 40-х годов. [3] По завершении проекта у участников появятся уникальные знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов.
Новизна темы проекта заключается не только в сборе материалов об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны, а также в осмыслении вопроса: а значит ли что-то отдельный человек в истории страны? Нужна ли будущим поколениям память о простых людях, живших и воевавших на нашей малой родине?[4]
Новизна темы проекта и в том, чтобы увековечить память о наших предках, участниках войны, создав «Стену памяти» - медиаресурс об историях жизни тех, кто защищал нашу малую родину в годы Великой Отечественной войны - и опубликовав его на сайте учреждения образования.
Цель: создание интернет-ресурса (сайта), который будет содержать всю имеющуюся информацию о советских воинах и партизанах, чьи судьбы так или иначе были связаны с Ушачской землей.
Задачи: разработать структуру и дизайн сайта,
систематизировать все имеющиеся материалы и на основе данных создать интернет-ресурс,
предоставить возможность всем желающим ознакомиться с медиаресурсом, ссылка на который будет размещена на сайте школы.
В ходе реализации проекта собираются и систематизируются материалы о фронтовиках, защищавших нашу малую родину, узниках концентрационных лагерей, ветеранах Великой Отечественной войны, обновляются и пополняются информацией экспозиции школьного краеведческого музея, обновляются фотоматериалы архива и оцифровываются документы музея военного периода, проводится исследовательская работа с использованием архивных материалов школьного музея.
На страницах сайта все желающие могут познакомиться не только с обобщенной информацией о военных действиях на территории Ушачского района в 1941-1945 годы, но также и узнать основные биографические данные наших земляков и советских людей, воевавших во время войны на территории Глыбоченского сельсовета, познакомиться с документами и фотографиями из архивов школьного музея, прочитать из материалов переписки воспоминания руководителей партизанского движения на территории нашего района. И что очень актуально и важно, вовлечение учащихся в создание «Стены памяти» сформирует у них чувства гражданственности и патриотизма, любви к малой родине, гордости за своих земляков-героев войны.
Использование данных сайта возможно не только на учебных и внеклассных занятиях, но также и при написании исследовательских работ патриотической направленности. Следует отметить, что хотя сайт и имеет завершенный вид, он может быть дополнен различными тематическими материалами, архивными документами, семейными фотографиями ветеранов войны и др.
Посещения ветеранов на дому, встречи в учреждении образования, записи воспоминаний, организация выставок военной тематики, проведение уроков Мужества на базе школьного краеведческого музея, создание электронного ресурса по увековечиванию памяти о погибших героях позволят не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскроют значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через наши сердца, сердца современных учащихся, каждого участника проекта.
Медиаресурс, созданный коллективом «Краеведы», был отмечен дипломом 2 степени на областном этапе республиканского конкурса «Патриот.by», что говорит о важности проведенной с учащимися работы и необходимости ее продолжения и в последующем.
Медиаресурс «Партизанскими тропами» [5]
Сайт «Партизанскими тропами» посвящен боевым будням народных защитников Отечества и имеет вид виртуальной квест-экскурсии.
Цель: воспитание исторической памяти учащихся о партизанских формированиях и их деятельности в годы Великой Отечественной войны через выполнение заданий различного типа в ходе квест-экскурсии.
Задачи:
-обобщить и расширить знания детей о событиях Великой Отечественной войны на территории Беларуси,
-развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление,
-формировать гражданско-патриотические качества,
-воспитывать гордость и уважение к историческому прошлому.
В начале квеста каждый участник знакомится с предысторией: «Апрельской ночью 1942 года в лесу недалеко от деревни Кислы Ушачского района, которую оккупировали немецкие захватчики, группа из нескольких человек наткнулась на паренька без сознания. Партизаны забрали мальчишку в лесное поселение, выходили его и разрешили остаться».
Главный герой, паренек Мишка, постепенно знакомится с партизанами, их буднями, а также бытом в лесной деревне. Каждое задание, которое дается в рамках игры участнику, соответствует какой-либо профессии, которую он должен будет выбрать перед финальным испытанием, поэтому изучаемые области разнообразны: пропитание и продовольственное обеспечение, гигиена и медицина, обустройство жилья и образования и другие. При этом участнику квеста предлагается ознакомиться с различными аспектами проживания партизан, используя всевозможные источники информации: фотографии, книги, партизанские газеты и журналы, рисунки, документальные фильмы, статьи. По окончании каждого задания игрок выполняет интерактивные задания, предложенные разработчиками.
На последнем этапе квеста, изучив всю размещенную на страницах информацию, игрок выбирает, наконец, себе будущую профессию, выполняет творческие задания, которые размещаются на виртуальной доске, и принимает присягу партизана. Все творческие работы (а это эссе, видеоролики о партизанах-земляках, а также карты памятников малой родины) будут доступны для просмотра и скачивания всем участникам экскурсии.
Следует отметить, что все герои данной игры вымышлены, поэтому используются только имена, чтобы не допустить совпадения данных с реальными людьми. Фотографии, изображающие партизан, взяты из открытого доступа из сети Интернет.
Данный ресурс может быть использован всеми заинтересованными педагогами в рамках школьной программы на уроках истории и белорусской литературы, а так же во внеурочной деятельности на внеклассных воспитательных мероприятиях, на занятиях объединений по интересам историко-краеведческой направленности.
Интернет-ресурс создан на платформе Google Sites, полностью функционален как на персональном компьютере, так и на мобильном устройстве.
Работа по созданию любого веб-продукта обширна, тяжела и кропотлива. Но также она интересна и ее результат бесценен, ведь наши дети занимаются самообучением и самообразованием, увлекая за собой друзей и одноклассников в интересный мир прошлого родного края и обучая их тому, что теперь умеют и знают сами.
Мы надеемся, что наши ресурсы помогут подрастающему поколению в изучении истории родной страны, позволят с пользой провести время и получить удовольствие от изучения информации, прохождения виртуальной экскурсии.
Мы с большой радостью можем рассказать и показать наше наследие, которое на протяжении многих лет сохраняется и пополняется учениками и педагогами, а также поделиться своими знаниями с другими. И мы с уверенностью можем сказать, что наши выпускники могут гордиться не только героическим прошлым нашей страны, но также и своим вкладом в сохранение исторической памяти нашего народа для будущих поколений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Стена памяти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/view/stenapamjati/. – Дата доступа: 06.04.2022.
- Социальный проект «Без прошлого нет будущего» [Электронный ресурс] // Мультиурок. – Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/sotsialnyi-proekt-bez-proshlogo-net-budushchego.html. – Дата доступа: 06.04.2022.
- Проект по краеведению «Книга Памяти» [Электронный ресурс] // Инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-po-kraevedeniyu-kniga-pamyati-405789.html. – Дата доступа: 06.04.2022.
- Проект по внеклассной работе «Альбом памяти» [Электронный ресурс] // Инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-po-vneklassnoy-rabote-albom-pamyati-1233559.html. – Дата доступа: 06.04.2022.
- Партизанскими тропами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/view/partizany/. – Дата доступа: 06.04.2022.
раскрыть » / « свернуть