Отчёт о реализации проекта «ШАГ»
28 октября 2021года в учреждении образования «Глыбочанская детский сад – средняя школа имени Б.И. Юркина» прошёл второй в 2021-2022 учебном году единый день информирования ШАГ для учащихся 8-11 классов.
Тема: «Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас – главная ценность» (о достижениях здравоохранения, фармацевтики)
Ведущая ШАГа учитель Литвин Е.Д. познакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
Информационные блоки:
«Здоровая нация – успешное будущее государства»;
«Твое здоровье в твоих руках»
Блок «Здоровая нация – успешное будущее государства»
Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, выступая на Европейской министерской конференции по вопросам укрепления здоровья на всех этапах жизни в контексте политики «Здоровье-2020» подчеркнул: «Здоровье нации – главное богатство любого государства и основа процветания этого государства».
В Беларуси гарантирована бесплатная и доступная медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения с бюджетной системой финансирования. Это находит отражение в международных рейтингах. По данным отчета Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), по доступности медицины Беларусь делит первое место в мире с Брунеем и Канадой.
Есть еще один мировой показатель, которым оперирует ВОЗ: цели развития тысячелетия. Это сокращение детской смертности и улучшение охраны материнства. Показатель детской смертности в Беларуси является самым низким в СНГ, а по темпам его снижения государство опережает Бельгию, Германию, Нидерланды, Францию и Швейцарию – страны с высоким уровнем жизни.
Огромную роль в развитии здравоохранения Беларуси играют четырехуровневая система оказания медицинской помощи с четко организационно выстроенной структурой – от фельдшерско-акушерских пунктов до республиканских научно-практических центров, а также техническое оснащение медучреждений.
Всего в стране действует 16 республиканских научно-практических центров (РНПЦ) – это высшая организация здравоохранения, в которой сконцентрированы все виды современных медицинских технологий диагностики, оказания специализированной помощи. В них активно ведутся научные разработки новых методов диагностики, лечения профильных заболеваний и реабилитации. Например, на базе Республиканского научно-практического центра «Кардиология» в 2009 году была выполнена первая в стране пересадка сердца у взрослого. В 2019 году белорусские врачи поставили рекорд – имплантировали 53 сердца (из них 16 – иностранцам), подарив второе рождение и другую жизнь людям, отчаявшимся превозмочь болезнь. Впереди Беларуси по количеству таких операций только 9 центров в мире. За все годы осуществлено более 350 операций по пересадке сердца.
В течение четырех последних лет Республика Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран по показателям в сфере образования. Согласно докладу ПРООН о человеческом развитии 2020 года по показателю «Ожидаемая продолжительность обучения», который в нашей стране составляет 15,4 года, Беларусь занимает 27-е место среди 189 стран. По показателю «Средняя продолжительность обучения» (12,3 года) – 10-е место. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси составляет 99,6 %, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения – 98 %.
Учащимся были предложены вопросы для обсуждения:
Расскажите, что представляет собой современная система здравоохранения Беларуси.
- В Республике Беларусь действуют 16 Республиканских научно-практических центров. В чем особенности данных учреждений здравоохранения?
- Какова, на ваш взгляд, важнейшая задача белорусской медицины?
- Почему Беларусь выбирают площадкой не только для лечения и оздоровления, но и получения медицинского образования?
- Каковы достижения Беларуси в борьбе с вирусными инфекциями (корь, дифтерия, гепатит, туберкулез, краснуха, коронавирус и др.)? Чем обусловлены эти достижения?
- Почему развитие фармацевтической отрасли считается условием национальной лекарственной безопасности государства?
- Какими достижениями фармацевтической отрасли могут гордиться белорусы?
- Какие учреждения образования в Республике Беларусь готовят специалистов для здравоохранения и фармацевтической отрасли?
- В нашей стране насчитывается около сотни медицинских профессий. Какими качествами должны обладать медицинский работник?
- А. П. Чехову принадлежат слова: «Истинный врач – это не тот, кто познал и глубоко изучил медицину, а тот, кто осознает свой долг перед людьми». Какой смысл вкладывал писатель в эти слова?
- Мы задумываемся о том, чем обязаны врачам, только в критической для собственного здоровья или здоровья близких ситуации. Знаете ли вы, что именами выдающихся врачей названы улицы городов, клиники, исследовательские центры? Есть ли такие объекты в вашем населённом пункте?
- Есть ли среди вас те, кто задумывается о получении в будущем медицинской специальности? Что обусловило такой профессиональный выбор?
В фокусе обсуждения: система здравоохранения, фармацевтическая отрасль, бесплатная и доступная медицинская помощь, высокотехнологичная медицина, передовая медицинская практика, предотвращение распространения болезней и инфекций, экспорт медуслуг, медицинский туризм, высококвалифицированные специалисты в области медицины, компетентность, милосердие, безграничная преданность делу, самоотверженность.
Второй блок проекта: «Твое здоровье в твоих руках»
Президент Республики Беларуси А.Г. Лукашенко во время встречи со студентами и преподавателями медицинских вузов отметил: «Перед отечественной медициной стоит важнейшая задача – увеличить продолжительность и повысить качество жизни наших граждан. Таков один из основополагающих приоритетов национальной политики государства».
В Послании белорусскому народу и Национальному собранию он акцентировал внимание на том, что «здоровье нации – это забота не только медиков, но и каждого из нас: без физической активности, занятий спортом не будет здоровых детей, людей, здоровой нации в целом. Внимание государства к этой теме всегда самое пристальное».
Учащимся были предложены вопросы для обсуждения:
- Что для вас означают понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»? Аргументируйте свой ответ.
- Насколько тема здоровья и здорового образа жизни актуальна для вас, представителей молодого поколения? Или забота о здоровье – удел старшего поколения?
- Согласны ли вы с утверждением: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял». Аргументируйте свой ответ.
- А.С. Макаренко писал: «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе». Как вы понимаете суть данного высказывания?
- Как вы думаете, что необходимо человеку для сохранения и укрепления здоровья?
- Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье?
- Какие условия созданы и создаются в нашей стране для сохранения и укрепления здоровья детей, молодежи, взрослых, для организации здорового образа жизни граждан?
- В фокусе обсуждения: здоровая нация, забота государства о здоровье нации, здоровый образ жизни, популяризация здорового образа жизни, оздоровительные мероприятия, критическое отношение к вредным привычкам, отношение к здоровью как величайшей ценности, мотивация к сохранению, укреплению здоровья, активная жизненная позиция, физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.
В ходе реализации ШАГаведущая Литвин Е.Д подвела итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
Сегодня мы говорили о том, что здоровье человека – это величайшая ценность. В нашей стране созданы все условия для сохранения и укрепления здоровья, так как от здоровья каждого из нас зависит здоровье общества, нации. Наше здоровье – это прежде всего наш образ жизни. И именно от нас зависит будет ли в нем место вредным привычкам, или предпочтение будет отдано физической активности, спорту, рациональному питанию и т.п. – здоровому образу жизни.
Хочется подчеркнуть активность учащихся при проведении информационного часа в обсуждении всех вопросов.