Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

23.09.2021

ШАГ «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны»

Отчёт о реализации проекта «ШАГ»

23 сентября 2021года в учреждении образования «Глыбочанская детский сад – средняя школа имени Б.И. Юркина» прошёл первый в 2021-2022 учебном году единый день информирования ШАГ для учащихся 8-11 классов.

Тема: «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны»

(о достижениях на всех уровнях основного образования)»

Ведущая ШАГа учитель Калиновская Л.В. познакомила учащихся с содержанием информационных блоков:

«Образование в Беларуси: во имя будущего страны»

«Образование в Беларуси: нам есть к чему стремиться»

На мероприятие были приглашены заместитель директора по основной деятельности Галина Васильевна Козлова, учитель физики Селицкая Инна Алексеевна.

Первый блок «Образование в Беларуси: во имя будущего страны» начался с обсуждения слов Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на Республиканском педагогическом совете 24 августа 2021 года «… Образование – это не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности, социально значимая отрасль экономики …»

В течение четырех последних лет Республика Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран по показателям в сфере образования. Согласно докладу ПРООН о человеческом развитии 2020 года по показателю «Ожидаемая продолжительность обучения», который в нашей стране составляет 15,4 года, Беларусь занимает 27-е место среди 189 стран. По показателю «Средняя продолжительность обучения» (12,3 года) – 10-е место. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси составляет 99,6 %, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения – 98 %.

В стране функционирует 3763 учреждения дошкольного образования (ясли, ясли-сады, детские сады, санаторные ясли-сады и детские сады, специальные дошкольные учреждения, дошкольные центры развития ребенка, учебно-педагогических комплексов) для 425 тыс. воспитанников. Охват детей от 1 года до 6 лет учреждениями дошкольного образования составляет 85,3 %. Обеспечен стопроцентный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе.

Специальные фонды Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и талантливой молодежи созданы еще в 1996 году, чтобы заинтересовать талантливую молодежь жить и творить на родине. Фонды выплачивают стипендии, премии, оказывают единовременную материальную помощь одаренным юношам и девушкам.

- Учащимся были предложены вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, почему образование в Республике Беларусь – один из главных приоритетов государственной политики?

- Какое место занимает Беларусь по уровню образования в мире?

- В чем особенности системы образования в Республике Беларусь?

- Что вы знаете о специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи? Какова их миссия?

- Почему, на ваш взгляд, предметом особой гордости Беларуси является система профессионально-технического и среднего специального образования?

Второй блок проекта «Образование в Беларуси: нам есть к чему стремиться» начался с обсуждения слов Министра образования Республики Беларусь Игоря Васильевича Карпенко

«У нас замечательная молодежь – образованная, талантливая, целеустремленная. Видим, что нам на смену идут энергичные, умелые, искренние молодые люди, способные изменить и улучшить нашу страну, отстоять ее государственность. Сегодня как никогда востребованы компетентность, мобильность, способность принимать нестандартные, конструктивные решения – все то, чем обладает современная молодежь и что старается развивать наша система образования. Личность в нашей стране имеет неограниченные возможности реализовывать свой интеллектуальный и творческий потенциал, ее воспитание – одна из наших задач. Именно на это нацелены и программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в учреждении образования «Национальный детский технопарк», которые мы в настоящее время реализуем».

Сегодня в республике функционируют: 42 государственных УВО (31 университет, 9 академий, 2 института); 8 УВО частной формы обучения.

В 1991 году в стране обучалось 3 832 иностранных учащихся. В 1997/1998, 1998/1999 учебных годах численность иностранных студентов, обучавшихся в Беларуси на контрактной основе, стабилизировалась на уровне трех тыс. человек. В 2020/2021 учебном году число иностранных граждан, обучающихся в белорусских учреждениях образования, составило 26,0 тыс. человек из 107 стран мира.

Белорусские учреждения высшего образования участвуют в международных образовательных рейтингах. Репутация наших УВО на международном рынке образовательных услуг тесно переплетается с информационной открытостью самих высших учебных заведений и их маркетинговой деятельностью. Они включены в наиболее представительные международные рейтинги университетов мира. Например, БГУ входит в число лучших университетов мира. В рейтинге QS World University Rankings ведущий белорусский вуз занял место на одну позицию выше МГИМО и на 40 позиций выше Варшавского университета. В другом рейтинге БГУ занимает место сразу за легендарным МИФИ (Московский инженерно-физический институт), но опережает на 6 позиций Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. Конечно, это очевидно свидетельствует об условности любых рейтингов университетов и больше похоже на «среднюю температуру по больнице». Ведь статус наших университетов иногда намного выше благодаря вкладу в конкретные направления развития науки и технологий. Ряд отечественных учреждений высшего образования и вовсе не попадает в международные рейтинги, несмотря на отличную репутацию в мировом профессиональном сообществе. Среди таких учреждений образования, например,

уникальная Белорусская государственная сельскохозяйственная академия – единственный в стране «город в университете».

Дальнейшее совершенствование и обновление системы высшего образования Беларуси исходит из национальных интересов и потребностей экономики страны с опорой на лучший педагогический опыт и учетом основных тенденций развития мирового образовательного пространства.

Учащимся были предложены вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, в чем состоит значимость образования для личности? Для общества?

- Что означает принцип «образование через всю жизнь»? Каким образом в Беларуси обеспечивается реализация этого принципа?

- Старшее поколение считает, что сегодня образование важнее, чем когда-либо: оно является необходимым условием достойной жизни в современном информационном, стремительно развивающемся мире. Что думаете по этому поводу вы, современные учащиеся?

- Как вы понимаете высказывание М. Булгакова: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам». Как вы считаете, о каком навыке идет речь? Какова, на ваш взгляд, задача современного образования?

- Кого, с вашей точки зрения, можно назвать образованным человеком? Создайте портрет современного образованного человека.

В ходе реализации ШАГа ведущий подвел итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

В наше время уместно говорить об образовании в течение всей жизни, так как в условиях глобальных процессов, происходящих сегодня в экономике, нельзя быть уверенным, что полученная профессия – на всю оставшуюся жизнь. Обстоятельства меняются, и надо быть готовым к смене сферы профессиональной деятельности.

Хочется подчеркнуть активность учащихся при проведении информационного часа в обсуждении всех вопросов.

Разделы сайта