26 ноября 2020 года в учреждении образования «Глыбочанская детский сад-средняя школа имени Б.И. Юркина» прошёл единый день информирования ШАГдля учащихся 8-11 классов.
Тема: «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность»
Ведущая ШАГа учитель Калиновская Л.В. познакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
Мы в современном мире информации;
Информационная безопасность несовершеннолетних в Республике Беларусь: правовые и социальные аспекты.
Учитель Калиновская Л.В. познакомила учащихсясо следующей информацией:
Блок: «Мы в современном мире информации»
Средства массовой информации и коммуникации представляют собой один из важнейших институтов современного общества. За последние годы информационное пространство кардинальным образом изменилось. Ведущую роль стала играть сеть Интернет, которая выступает основным каналом для получения новостей и пространством для общения. Интернет не уничтожает традиционные СМИ, но заставляет их меняться, внедрять новые форматы, технологии. С одной стороны, государство стремится создать благоприятные условия для функционирования масс-медиа, с другой – соблюсти при этом интересы личности, общества и государства. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркивает, что «работники СМИ пишут историю современности, обобщают явления и события, создают картину мира. В основе политики государства в информационной сфере лежит фундаментальное право человека на информацию, которое закреплено в Конституции Республики Беларусь. Другой основополагающий принцип информационной политики – свобода массовой информации. Закон «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) от 17 июня 2008 года гарантирует гражданам свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.
Безусловно, свобода СМИ не означает вседозволенности. Клевета (распространение заведомо ложных сведений), оскорбление, дискредитация деловой репутации относятся к уголовно наказуемым деяниям. Как справедливо отметил Президент Республики Беларусь, «сейчас в качестве масс-медиа может выступить практически любой человек, обладающий телефоном и выходом в Интернет. При этом для многих людей мир сузился до экрана смартфона, а картина мира – до ленты новостей в социальных сетях». Для устранения этого законодательного пробела в Закон о СМИ были внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 января 2015 г., которые распространили его действие на информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет. Закон наделил интернет-ресурсы правами и обязанностями традиционных СМИ. Масс-медиа выполняют роль посредника, который формирует у человека систему оценочных суждений, жизненную позицию, создаёт общественное мнение.
Увеличение объёмов информации привело к потере доверия к ней. Это связано с тем, что в социальных сетях отсутствует свойственная печатным изданиям проверка информации на достоверность. В результате достоверная информация и фейки стоят в одном ряду и между ними трудно найти отличия.
Блок: «Информационная безопасность несовершеннолетних в Республике Беларусь: правовые и социальные аспекты» Интернет – величайшая в мире образовательная и художественная платформа, на которой научные и культурные учреждения и организации всего мира открывают свои виртуальные двери. Интернет предлагает детям широкий спектр возможностей для выражения их индивидуальности, образования и обучения, поэтому дети являются одной из наиболее быстро растущих групп пользователей Интернета. Защита несовершеннолетних от интернет-угроз является важной задачей не только для Республики Беларусь, но и для всех развитых стран мира. Правовое обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в Республике Беларусь реализуется посредством разработки нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере. Наиболее общие положения о защите информационных интересов личности содержаться в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (далее – Концепция). В соответствии со ст. 4 Концепции информационная безопасность – это состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. К числу основных потенциальных (реально существующих) угроз национальной безопасности относится деструктивное информационное воздействие на личность, общество и государственные институты, наносящее 5 ущерб национальным интересам (ст. 27 Концепции). Одним из ключевых нормативных правовых актов в сфере информационной безопасности несовершеннолетних является Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (далее – Закон), согласно ст.11 которого каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации. Ст. 22 рассматриваемого нормативного правового акта гарантирует право ребенка на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. 11.05.2016 в Закон были внесены следующие дополнения: «Право детей на защиту от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Предусмотрено создание общественноконсультативного совета по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при Правительстве Республики Беларусь в целях координации деятельности, направленной на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Интернет стал неотъемлемой составляющей жизни многих подростков по всему миру. Глобальная сеть – это позитивное и мощное пространство для социализации, образования, участия в общественной жизни. Но развитие Интернета обозначило, кроме положительных аспектов, и новые угрозы безопасности юных пользователей: риск сексуальных домогательств, сетевых оскорблений, преследований, проявлений агрессии, доступ к «опасному» и противозаконному контенту. Груминг, кибербуллинг и буллицид, кибермошенничество, опасный контент – это лишь некоторые из опасностей, которые могут подстерегать в интернете.
Груминг – это установление дружеских отношений с несовершеннолетним с целью вступления в сексуальный контакт. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к несовершеннолетнему, пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и пр.) и договориться о встрече. Несколько советов, которые помогут предупредить груминг Необходимо: следить за информацией, которую выкладываешь в Интернете: опасно выкладывать свои личные данные в Интернете (домашний адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей и т.д. Надо всегда помнить, что в Интернете каждый может представить себя не тем, кем на самом деле является!
Кибербуллинг. Под этим относительно новым словом понимают «использование электронных устройств и информационных технологий, таких как электронная почта, службы мгновенных сообщений, текстовые сообщения, средства мобильной связи, web-сайты, с целью публиковать жестокие или оскорбительные сообщения о личности или группе личностей», т. е. унижение или травля в Интернете (подростковый виртуальный террор). Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии. Лучшая защита от нападения – игнор. Не стоит игнорировать систематические сообщения, которые содержат угрозы. Следует скопировать эти сообщения, рассказать об этом родителям, обратиться в правоохранительные органы. Необходимо управлять своей киберрепутацией. Самому также не стоит вести противозаконный образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все действия и сохраняет их.
Буллицид – доведение до самоубийства путем психологического насилия. Буллицид может быть результатом кибербуллинга.
Кибермошенничество – один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), а также злоупотребление доверием человека с целью причинить ему материальный или иной ущерб. Несколько советов, которые помогут не стать жертвой кибермошенников Необходимо: посоветоваться с взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами сети; установить на свой компьютер антивирус, прежде чем совершить покупку, необходимо собрать информацию об интернет-магазине: ознакомиться с отзывами покупателей; избегать предоплаты; проверить реквизиты владельца магазина, никогда не сообщать в Интернете пароль от своей электронной почты, номер банковской карточки родителей и место их работы, пароль от 8 электронного кошелька, свой настоящий адрес и другую личную информацию.
Опасный контент – информация, представляющая угрозу или вызывающая у человека неприязнь (видеоролики, изображения и тексты сексуального, экстремистского характера, призывы к насилию, пропаганда и распространение наркотиков, информация суицидального характера и т.д.).
Учащимся были предложены вопросы для обсуждения:
Как меняется наша жизнь при таком стремительном развитии средств массовой информации и коммуникации? В чём жить стало легче, комфортней? Какие в связи с этим появились новые проблемы?
Что представляют собой современные СМИ? Перечислите известные вам средства массовой информации и коммуникации. Какие из них можно отнести к старым, а какие к новым?
Сегодня СМИ не только информируют общество о процессах, которые в нем происходят, но и в значительной степени формируют общественное мнение. Как вам кажется, какую роль играют масс-медиа в жизни каждого человека? А в жизни общества?
Какое средство массовой информации, на ваш взгляд, является наиболее распространённым, занимает лидирующие позиции в обществе?
Какую роль в вашей жизни играют социальные сети?
Как вы знаете, работу СМИ регламентирует Закон «О средствах массовой информации». Что говорится в нём о свободе СМИ? Как вы это понимаете?
Что понимается под медиакультурой?
Знакомы ли вам такие понятия, как груминг, кибербуллинг и буллицид, кибермошенничество, опасный контент? Что они означают? Как им можно противостоять?
Известны ли вам лично случаи, когда кто-то из ваших знакомых пострадал из-за некачественной информации в средствах массовой информации или в средствах массовой коммуникации? Как вы думаете, кто чаще всего попадает в такие ситуации?
Перечислите правила безопасности в социальной сети.
Куда можно обратиться в случае необходимости по поводу различных медиаугроз?
В ходе реализации ШАГа Калиновская Л.В. отметила,что необходимо всегда помнить, что далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернете, – правда и каждый в сети может представить себя не тем, кем является на самом деле. ИНТЕРНЕТ может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха и общения с друзьями. Но, как и реальный мир, сеть может быть опасна. Необходимо быть бдительным! Уважать и беречь себя и своих близких! И если вдруг вы или ваши знакомые оказались в сложной жизненной ситуации, то нужно помнить: всегда есть люди, готовые помочь!
Хочется подчеркнуть активность учащихся при проведении информационного часа в обсуждении всех вопросов.