Государственное учреждение образования «Глыбочанская средняя школа имени Б.И. Юркина Ушачского района»
Проект по организации шестого школьного дня
«МЫ ПОМНИМ ВАШ ПОДВИГ, СОЛДАТЫ ВОЙНЫ»
Актуальность проекта
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений системы образования в Республике Беларусь. Основная задача воспитания личности в современных социокультурных условиях - формирование у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу, формирование гражданской позиции и патриотизма.
Достижение задач гражданского и патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие учреждений образования, семьи и социума, что позволит сформировать устойчивые представления о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся.
В настоящее время особую актуальность приобретает выработка эффективных средств, форм и методов воспитательной работы, направленных на развитие гражданских качеств детей и учащейся молодежи: чувства долга, любви к Родине, уважение законов и норм общественной жизни. Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагогического коллектива Глыбочанской средней школы.
Человек, Семья, Родина, Мир – вот те ценности, на которые ориентируется в своей работе каждый педагог нашей школы. Педагогами уделяется должное внимание реализации задачи формирования национального самосознания как неотъемлемой части гражданственности и патриотизма. Чем более полными, глубокими, яркими и содержательными будут знания детей и молодёжи о родных местах, людях, прошлом и настоящем края, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач воспитания, обозначенная в Кодексе Республики Беларусь – формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии. Воспитывать настоящего гражданина и патриота - это значит приобщить молодое поколение к историко-культурным ценностям, добиваться, чтобы учащиеся с юных лет прикоснулись к подвигу старших, чтобы славные страницы истории зажигали юные души, пробуждали у них интерес и стремление к познанию героического прошлого, учили жить и чтобы они с чувством гордости продолжали славные традиции нашего народа.
Очень важно, чтобы ребята знали и всегда помнили тех, кто сражался за родную землю и ни с чем несравнимой ценой дал нам возможность жить, учиться и трудиться, мечтать, дерзать, радоваться жизни. земле. Школьный музей является центром формирования патриотических качеств подрастающего поколения не только школы, но и всего агрогородка Глыбочка.
Поисковую работу и работу по расширению музея необходимо проводить в шестой школьный день. В школе имеется положительный опыт работы по гражданско - патриотическому воспитанию в шестой день, но целостная система ещё не сложилась. Реализация данного проекта будет способствовать систематизациидеятельности по гражанско-патриотическому воспитанию всех субъектов воспитательного процесса, и эффективной занятости детей в шестой школьный день.
Более 70 лет прошло с момента с окончания Великой Отечественной войны. Сейчас, когда с каждым годом живых свидетелей войны остается все меньше и меньше и постепенно из нашей памяти стираются события минувших лет, очень важно оставить для наших потомков воспоминания, фотографии, документы и видеовстречи с ветеранами, детьми войны, узниками концлагерей. Немаловажно также вспомнить и о тех, кто не вернулся с той далекой войны, ведь память об этих людях до сих пор живет в душах их родных и близких.
Авторам проекта пришла идея создания медиаресурса о земляках, чьи жизни так или иначе соприкоснулись с ужасами войны, а так же о советских людях, кто волею судьбы оказался на территории нашей малой родины в военное и послевоенное время. Данный ресурс привлечет внимание каждого, кто интересуется историей нашей страны, в особенности тематикой Великой Отечественной.
Проблема: Невысокая мотивация посещаемости шестого школьного дня.
Цель проекта:создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств школьников через систему работы школьного музея, способствовать формированию интереса и стремления к познанию героического прошлого РБ к формированию в сознании молодёжи уважения к культурно- историческому наследию своего народа через работу школы в шестой день
Задачи:
- приобщение детей и молодёжи к героической истории белорусского народа и подвигу народа в годы Великой Отечественной войны;
- формирование патриотизма, гражданственности;
- воспитание любви и уважения к героям-землякам, защитникам Отечества;
- воспитание преданности и гордости за свой народ;
проведение поисковой работы по дальнейшему сбору материалов об историческом прошлом своей малой родины ;
- эффективная занятость детей в шестой школьный день.
Участники проекта:
- педагогический коллектив
- родительская общественность
- детские и молодёжные организации школы
- ветераны и участники Великой Отечественной войны
Основные формы и виды деятельности по проекту:
- Организация работы с учащимися:
- Культурно-массовые и воспитательные мероприятия патриотической направленности
- Встречи с известными людьми микрорайона школы (ветеранами труда, ветеранами ВОВ, заслуженными людьми)
- Проведение акций, трудовых десантов «Дом без одиночества», «Рука друга», «От сердца к сердцу идёт милосердие»
- Экскурсии и походы по местам боевой славы
- Сотрудничество со СМИ
Работа с семьёй:
- Работа родительского всеобуча по нравственно-патриотической тематике
- Совместная практическая работа детей и родителей в поисковой деятельности
- Оказание посильной помощи ветеранам труда, ветеранам ВОв, одиноким пожилым людям
- Организация и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию с привлечением родителей
Ожидаемые результаты:
- создание воспитательного пространства;
- выявление, систематизация и распространение опыта работы по нравственному воспитанию;
- умение делать нравственный выбор учениками в различных жизненных ситуациях;
- снижение уровня правонарушений и негативных поступков среди несовершеннолетних.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Материально – техническое обеспечение:
- материально – техническая база школы, школьный музей
- приобретение современных технических средств.
2. Информационное:
- отражение в местных СМИ важнейших аспектов работы по выбранному направлению;
- использование материалов школьного музея в учебно – воспитательном процессе
3. Учебно – нормативное:
- Кодекс РБ
4. Учебно – методическое:
Методические рекомендации, разработки, сценарии, программы практической деятельности
Перспективы проекта:
- образовательная (обеспечивает обучение, воспитание и развитие личности в образовательном процессе)
- информационная (предполагает передачу педагогом подростку максимального объема информации, из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить)
- ориентационная (способствует формированию социальной, целостной, профессиональной ориентации подростка в свободное время)
- коммуникативная (расширяет возможности, круг делового и дружеского общения подростка со сверстниками и взрослыми в свободное время)
- социальной адаптации (обеспечивает механизмами и способами вхождения подростка в сложную обстановку нестабильного общества)
- комплексно-коррекционная (обеспечивает условия для оптимального продвижения каждого подростка в той или иной деятельности и в общем развитии)
- релаксационная (реализует право подростка на отдых и развлечения)
Этапы реализации проекта:
Этапы реализации проекта:
I.Подготовительный
сентябрь 2021 года – февраль 2022 года
II.Основной
март 2022 года – сентябрь 2023 года
III.Итоговый
октябрь 2023 – октябрь 2024 года
План реализации проекта
№
|
Наименование мероприятий
|
Сроки
|
Ответственные
|
|
Проведение в учреждении образования еженедельных информационных часов
для обучающихся с участием информационно-пропагандистских и лекторских групп
|
Постоянно
|
Педагог-организатор
классные руководители
|
|
Совершенствование работы учреждения образования по воспитанию уважительного отношения к государственным символам Республики Беларусь (размещение, использование флага и герба, исполнение гимна во время торжественных мероприятий)
|
Постоянно
|
Зам. директора по УВР
Педагог-организатор
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию
Классные руководители
|
|
Развитие традиций учреждения образования (символика, летописи, музеи истории учреждений образования, информационные стенды о лучших и известных выпускниках и др.)
|
Постоянно
|
Администрация школы
|
|
Участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности, в том числе в:
торжественном вручении подарочного комплектного издания «Я – Гражданин Республики Беларусь»;
республиканских акциях: «За любимую Беларусь!», «Беларусь – мое Отечество», «Ганаруся табой, Беларусь!»; «Беларусь сильная, Беларусь свободная», «Будущее страны – за молодежью!», «К защите Отечества – готов!» и др.;
республиканской патриотической акции «Не меркнет летопись побед», посвященной 77-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне; республиканской патриотической акции детей и учащейся молодежи “Мы этой памяти верны”;
республиканской декады общественно-патриотических дел, посвященных Чернобыльской трагедии;
областном этапе республиканского конкурса виртуальных маршрутов по местам воинской славы;
районном этапе республиканской спортивно-патриотической игры «Зарница»;
Дне белорусской письменности;
работе виртуальных читательских клубов, форумов «Моя любимая книга», «Кніга – невычэрпная крыніца ведаў»
|
Ежегодно
|
Зам. директора по УВР
Педагог-организатор
Классные руководители
|
|
Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Независимости Республики Беларусь, Дню Конституции Республики Беларусь, Дню единения народов России и Беларуси, иных государственных праздников и памятных дат
|
Ежегодно
|
Зам. директора по УВР
Педагог-организатор
Классные руководители
|
|
Формирование патриотических качеств средствами краеведения, в том числе проведение районных этапов мероприятий VI этапа республиканской патриотической акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся»:
краеведческого проекта «Мая Беларусь»;
конкурса на лучший туристский поход «Познай Родину – воспитай себя»;
слета юных краеведов – активных участников акции;
историко-этнографических экскурсий по родному краю (Несвиж, Мир, Брест, Хатынь, Курган Славы и др.), однодневных туристических походов «Наш край – Беларусь», пешеходных экскурсий «Памятные места нашего города», «Их именами названы улицы»;
видео- и фоторепортажей «Мой город»;
исследовательских проектов «Пад небам Бацькаўшчыны», «История замечательной личности» и др.;
конкурса интернет-плакатов «Человеческий потенциал Беларуси»;
декады гражданско-патриотических дел «Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее!»;
областной краеведческой интернет-викторины «История моего региона»
|
Ежегодно
|
Зам. директора по ВР
Педагог-организатор
Классные руководители
Учителя истории
|
|
Организация мероприятий гражданско-патриотической направленности «Дорогами освобождения», «Мы победили!», «Цветы Великой Победы», «Дом без одиночества», «Забота», «Ветеран живет рядом», вахт и маршрутов памяти: «Слава тебе, победитель-солдат!», «Дорогами войны», «Герои Беларуси»;
ведение банков данных о ветеранах войны и труда, семьях погибших воинов;
разработка экскурсионных программ по маршрутам, посвященным истории Великой Отечественной войны («Врата памяти», «Города воинской славы», недели Мужества и Славы «Пусть не иссякнет памяти родник»);
работы отрядов милосердия; благоустройство и содержание в надлежащем состоянии воинских захоронений, памятников воинской славы, мемориальных комплексов;
фотовернисажа «Память о героях священна»;
встреч с ветеранами Великой Отечественной войны;
запись видеообращений ветеранов к современной молодежи: «Дороги войны – дороги Победы», «Пусть живые запомнят, пусть поколения знают»
|
Администрация школы
Педагог-организатор
Классные руководители
|
|
Участие в районном этапе республиканской гражданско-патриотической акции «Собери Беларусь в своем сердце», туристских походов, участие в открытом Международном слете юных туристов городов-героев
|
Ежегодно
|
Зам. директора по УВР
Педагог-организатор
Классные руководители
|
|
Формирование гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики:
организация исследовательской работы на базе музеев, пополнение экспозиций музеев;
участие в конкурсе виртуальных музеев учреждений образования;
проведение на базе музеев тематических выставок, уроков мужества, лекций, семинаров
|
Постоянно
|
Зам. директора по УВР
Педагог-организатор
Классные руководители
|
|
Проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности среди обучающихся – членов ОО «БРСМ», «БРПО», в том числе:
региональных фестивалей «Вместе мы - Беларусь»;
сбора «Я – пионер своей страны», посвященного Дню пионерской дружбы;
участие в районном этапе республиканского конкурса пионерских агитбригад «Зажги костер добра»
|
2021-2022 гг.
|
Зам. директора по УВР
Педагог-организатор
Классные руководители
|
|
Формирование гражданской зрелости и готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь:
создание военно-патриотических медиа-программ «Служба в вооруженных силах – мой долг перед Отечеством!», «Почетное звание – солдат Беларуси», «Краповые береты», «Есть такая профессия – Родину защищать»;
проведение экскурсий в воинские части, встреч с представителями военкоматов, воинами-интернационалистами, военнослужащими;
участие в «Республиканской акции «Служим Беларуси!»;
участие в митингах, посвященных Дню защитников Отечества, Дню вывода войск из Афганистана;
проведение конкурсов научно-исследовательских работ патриотической направленности «Два поколения ветеранов: от Великой Отечественной войны до Афганской», «Письмо солдату»
|
Ежегодно
|
Зам. директора по УВР
Педагог-организатор
Классные руководители
|
|
Развитие волонтерского движения, в том числе:
участие в районном этапе республиканского конкурса «Волонтер года – доброе сердце»;
участие в республиканском слете тимуровских отрядов «Тимуровцы.by»;
участие в республиканской благотворительной акции «Чудеса на Рождество»;
проведение благотворительных акций по оказанию помощи инвалидам, одиноким гражданам, ветеранам войны, несовершеннолетним узникам фашизма, инвалидам и детям с особенностями психофизического развития («Милосердие без границ», «Поделись своим теплом», «Доброе сердце», «Забота», «Ветеран», «Обелиск» и др.);
проведение рождественской благотворительной акции «Дорогой Добра»;
проведение районных слетов отрядов волонтеров, тимуровцев.
|
2021-2022 гг.
|
Зам. директора по УВР
Педагог-организатор
Классные руководители
|
|
Реализация мероприятий Программы сотрудничества между управлением образования Гомельского облисполкома, Гомельской и Туровской епархиями Белорусской Православной Церкви на 2015-2020 годы.
|
Постоянно
|
Администрация школы
|
|
Участие в республиканских акциях «Наш труд вливается в труд нашей Республики», «Наш пионерский труд тебе, Отчизна!»
|
Ежегодно
|
Зам. директора по УВР
Педагог-организатор
Классные руководители
|
|
Развитие ученического самоуправления, детских и молодежных социально значимых инициатив, широкое использование потенциала молодежных и детских общественных организаций, в том числе участие в:
республиканском молодежном творческом конвенте «Молодежь – будущему Республики Беларусь»;
республиканском форуме руководителей организаций молодежного самоуправления «Мы вместе»
|
Постоянно
|
Зам. директора по УВР
Педагог-организатор
Классные руководители
|
|
Развитие сотрудничества с пограничной службой:
экскурсии на погранпост и погранпереход г.п.Комарин;
встречи с представителями пограничной службы;
проведение конкурсов, выставок, исследовательских работ
|
Постоянно
|
Зам. директора по УВР
Педагог-организатор
Классные руководители
|
разгарнуць » / « згарнуць