Тема: Значение энергии в жизни человека. Необходимость бережного отношения к энергии и энергоресурсам.
Цель: создать условия для мотивации энергосбережения.
Задачи:
- расширять знания учащихся о разумном, экономном потреблении энергии и энергоресурсов;
- определить значение электричества в жизни человека, показать пути экономии электричества в доме, школе; убедить в необходимости энергосбережения как способе пополнения домашнего бюджета;
- развивать интерес к практическому применению полученных знаний по энергосбережению; развивать кругозор детей, мышление;
- воспитывать бережливость, ответственность за будущее своей страны путем бережного, рационального отношения к ее ресурсам.
Оборудование: мультимедийная установка, плакаты, рисунки, лозунги, призывающие к энергосбережению, картинки с изображением бытовых электроприборов.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся закрепят представления:
- об электрическом токе и его роли в жизни человека;
- об энергии и энергоресурсах;
- о необходимости бережного отношения к энергоресурсам;
- о простейших способах экономии электрической энергии;
- будут применять изученные правила эффективного энергопользования в быту.
Ход урока
Эпиграф: «Энергосбережение – не экономия,
а умное потребление!»
I. Организационный момент.
- Сегодня мы вместе с Электрошей продолжим путешествие по стране Электричества.
Чтоб наше путешествие
Прошло без проишествия,
Надо весело играть
И друг другу помогать.
Внимание, терпение –
Это не помеха,
Так вместе с Электрошей
Добьемся мы успеха.
II. Тема, задачи урока.
– Прочитайте эпиграф нашего урока, и скажите, о чем пойдет речь?
(Чтение темы занятия) Слайд1
Электричество нам приносит большую пользу. Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живем в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь все взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, школе, есть холодная и горячая вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко разогреть обед, вскипятить чайник, погладить белье и т.д. Словом, есть электричество – есть жизнь!
Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и других природных ресурсов. Это очень серьезная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. И сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь часть энергии у нас в школе и дома. ( Чтение темы урока.)
III. Актуализация знаний.
По тропинке я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет-
Не зажжется в доме свет. (Электричество)
- Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете?
Само слово «ЭНЕРГИЯ» - какое-то на первый взгляд не материальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение: ускорить шаг, что-то поднять, нагреть, осветить и т.д.
- Вспомним, каким образом энергия приходит в наши дома, школу, детские сады, больницы?
Итак, энергия это тоже электричество, которое поступает к нам по проводам.
Давайте с вами вспомним о «домашних помощниках», которые есть в каждом доме и которые работают с помощью тока. (Выставляю на доске предметные картинки со словами – отгадками).
Загадки
1.Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)
2.Что же это за окно?
В нем мультфильмы и кино,
Зоопарк и карнавал…
Выбирай любой канал! (Телевизор)
3.Он один на целом свете
Очень рад пыль встретить. (Пылесос)
4.Посмотри на мой бочок:
Во мне вертится волчок,
Никого не обижает,
Но зато он все взбивает. (Миксер)
5.Закипает изнутри
И пускает пузыри. (Чайник)
6. К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)
- Как одним словом мы можем назвать все эти предметы?
- Что необходимо для работы этих электроприборов?
Мы уже знаем, что электроприборы не могут работать без электричества, которое является опасным для жизни (исключение составляют приборы и игрушки на батарейках) и очень важно соблюдать правила электробезопасности.
- Как электричество доходит до них?
- Откуда поступает в провода?
- Правильно. Для этого созданы различные электростанции: АЭС, ГЭС, ТЭС. (Слайд 2,3,4)
-А где еще используется электроэнергия?
IV.Введение проблемы
Рассказ учителя
- Самая большая доля затрат энергии приходится на домашнее хозяйство (кухонные плиты, светильники, телевизоры, пылесосы, стиральные машины, чайники, СВЧ- печи, утюги и прочее). С каждым годом увеличивается количество электроприборов, в городах все больше светящихся рекламных щитов и других сооружений, которые требуют больших затрат электроэнергии, а электростанции, вырабатывающие электричество, используют полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ. (Слайд 5,6,7)
А это значит, что их становиться все меньше, они не пополняются, они ограничены. Так давайте же задумаемся о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “Завтра?” Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используют для обеспечения наших квартир, домов, школ светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов.
- Что такое ресурсы? Как вы понимаете? (Высказывания детей).
- Ресурсы можно разделить на три группы:
1.Возобновляемые ресурсы (вода, почва, леса). При правильном отношении к ним они могут быть возрождены заново.
2.Невозобновляемые ресурсы. Главным образом, это полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ, руды.
3.Неисчерпаемые ресурсы: солнечная энергия.
Что нужно делать, чтобы не произошло катастрофы?
-А как же можно сберечь природные ресурсы?
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатство
У будущих веков…
Современному человечеству для его жизнедеятельности с каждым днем требуется все большее количество разнообразных природных ресурсов. По мере того как растет численность людей на нашей планете и повышается уровень их жизни, они все глубже “запускают руку” в кладовую природы. Ресурсы же следует охранять во имя сохранения как самой планеты, так и будущего человечества.
Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.
Вот сегодня мы с вами и попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь электроэнергию.
V. Изучение нового материала
1. Инсценировка “Лампочки”
Вместе:
Мы светлые девчушки, лампы-хохотушки
Ваш дом мы освещаем круглый год
Без нас никто не проживет.
Лампочка накаливания:
- Я – лампочка накаливания, меня любой знает. Я живу и работаю в каждом доме.
Лампочка энергосберегающая:
- Но есть у тебя и недостатки: ты тратишь энергию в 8 раз больше, чем я, лампочка энергосберегающая. И я горю в 5 раз дольше, чем ты.
Лампочка накаливания:
- Ах, но обе мы страдаем оттого, что вы забываете нас выключить.
Вместе:
Про свет не забывайте,
Не нужен, выключайте!
Лампочка энергосберегающая:
Кто разумно экономит,
Кто не тратит без ума,
У того достаток в доме,
У того казна полна.
Лампочка накаливания:
Помни правило простое,
И используй каждый день:
Зря свет в доме не расходуй,
Победи свою ты лень.
Запомните, ребята!
Вместе:
Нам электричество надо беречь!
И всюду его понапрасну не жечь!
Мы за электросбережение! (Слайд 8,9,10)
- Какой совет вы услышали от светлых девчушек, лампочек – хохотушек?
Вывод:
1) использовать энергосберегающие лампочки. (Слайд 11)
Ученик: Знаю, как теперь мне быть,
Надо лампы мне купить…
Энергосберегающие,
Глаз собой ласкающие
Лампы – чудо наших лет
А у вас их разве нет?
Вывод:
2) выключать свет, не жечь электричество понапрасну.
Ученик:
Свет горел в квартире всюду,
Включена на кухне печь –
Экономить теперь буду!
Электричество беречь!
Ученик:
Свет включать везде негоже,
Экономить надо свет!
Сократить расходы сможешь –
Больше скушаешь конфет!
На семейном, на совете
Мы решили: понапрасну свет не жечь.
Будут взрослые и дети
Электричество беречь!
2.Рубрика «Это интересно» (Слайд 12)
Одна лампочка в 75 ватт, горящая 2 часа в сутки, потребляет в неделю около 1кВт ч электроэнергии, а 1кВт ч достаточно, чтобы:
- испечь 38 кг хлеба;
- сшить 2 пары обуви;
- произвести 14 кг сыра;
- 1кв.м хлопчато - бумажной ткани;
- 9 кг цемента;
-вывести в инкубаторе 30 цыплят.
Физкультминутка
3. Игра «Плохо – хорошо»
Ребята, если вы считаете, что герой поступает «хорошо» - хлопайте в ладоши, «плохо» - топайте ногами.
Ясь в своей квартире
Свет везде включает.
А что светит солнце,
Он не замечает.
Горит ли свет напрасно
Мама проверяет.
Все электроприборы
Из розетки на ночь выключает.
Папа на диване
Задремал немножко.
Вместо него смотрит
Телевизор кошка.
Уходя из комнаты, бабуля
Свет не выключает.
А внучек Ванюшка за ней наблюдает,
И бабушке своей он напоминает.
4. Работа в паре
Задание 1 (Слайд 13)
- Из слов составить пословицу и объяснить ее значение(пословица крепится на стенгазету)
ГЛАВНЫЙ, БОГАТСТВА, БЕРЕЖЛИВОСТЬ, ИСТОЧНИК
(Бережливость- главный источник богатства)
Задание 2 (Слайд 14)
Среди правил, выбрать только те, которые помогут экономить электроэнергию. Объяснить свой выбор.(Правила крепятся на стенгазету.)
- Перед включением электроприбора в розетку убедитесь в его исправности.
- Выключай свет, если ты в нем не нуждаешься.
- Отключай от сети электроприборы на ночь.
- Много приборов в одну розетку не включай – это может привести к пожару.
- Включай технику только тогда, когда она тебе нужна.
- Используй стиральную машину при полной загрузке.
- Не трогай приборы влажными руками.
- Используй энергосберегающие лампы, чем лампы накаливания.
- Размораживай продукты в микроволновой печи.
- Следите, чтобы свет горел только в тех помещениях, где вы находитесь.
- Будьте аккуратны, бережно относитесь к своей одежде.Очень много электроэнергии уходит на стирку и глажение.
Задание 3 (Слайд 15)
Детям даются рисунки, на одном изображена квартира, где используется большое количество электроприборов подключенных к сети, на другом один – два. Обсудить, в какой из квартир экономно относятся к электроэнергии. Объяснить, к какому выводу пришли и почему. (Рисунки крепятся на стенгазету, под рисунками крепятся слова:
Чем больше света сбережем,
Тем лучше все мы заживем.
Давайте к свету относится экономно!
Зря не использовать, а если тратить – скромно!
Ведь в наших силах этот мир сберечь!
Давайте же не будем свет понапрасну жечь!
VI. Подведение итогов
Чтение сказки на новый лад “Стрекоза и муравей”
(приложение 1)
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто из героев понравился вам больше? Почему?
- Встречаются ли такие герои среди людей?
Составление памятки (рекомендации по энергосбережению в быту)
1. Уходя, гасите свет.
2. Регулярно проверяйте чистоту ламп, плафонов, окон.
3. Используйте вместообычных ламп накаливания энергосберегающие.
4. Отключайте все электроприборы, когда они не используются
-На сегодняшний день очень важно беречь элетроэнергию и энергоресурсы страны. Вы, ребята, будущее нашей страны, ее хозяева. Для того, чтобы наша страна была могучей, процветающей державой, надо с детства учиться искусству разумного, рационального потребления света, тепла, воды и научить этому окружающих
Ребята, будьте же и вы
Хозяевами своей страны!
Богатства Родины цените,
Ее ресурсы берегите,
Ее могущество крепите!
VII. Рефлексия (Слайд 16)
Закончите предложение:
Сегодня я узнал(а)… о богатствах нашей страны; как сберечь и преумножить эти богатства; об электрическом токе и его роли в жизни человека; о простейших способах экономии электрической энергии и т.д.
Мне захотелось… и я буду применять изученные правила эффективного энергопользования в быту и т.д.
Приложение 1.
«Стрекоза и Муравей»
(старая басня на новый лад)
У реки, где лес густой,
Был поселок небольшой.
Там стоял огромный дом,
Стрекоза – хозяйка в нем.
У нее соседи были:
Муравьи, жуки здесь жили.
И работали они,
И трудились как могли.
Стрекоза же только пела
И трудиться не хотела –
Ведь ее все гости ждут.
Но не в этом вся беда,
Что не работала она, -
Ведь при этом Стрекоза
Ничего не берегла.
У нее все гости пляшут,
Крыльями напрасно машут.
Лампочки везде горят,
Свет напрасно свой дарят.
Ей все больше света надо,
Лампочек уж стало мало.
И тогда купили ей
Лампу в тысячу огней.
Электрический котел
Подарил ей друг козел.
Электроводонагреватель
Подарил другой приятель.
Во всем доме свет пылает,
Его никто не выключает.
Но хозяйке все равно!
А у маленькой речушки
На зелененькой опушке
Электростанция стояла,
Энергию селенью добывала.
Тут явно мощности ее
Хватать не стало.
Подумали все жители селенья:
«Хорошего здесь мало…»
Как выйти им из положенья –
Спасти любимое селенье?
«Здесь выход есть только один,-
Кузнечик был обычно молчалив,
Но не сегодня, когда проблема так остра
И скоро греться надо будет у костра.
-Энергию использовать всем надо,
Но установим мы предел на брата».
Все сели, точно подсчитали,
И оказалось, что одна лишь Стрекоза
Энергии в неделю столько потребляла,
Что двум селениям на месяц бы хватало.
Постановили на совете
Энергию расходовать с умом.
Предупредили Стрекозу:
« Ты не одна на свете
И думать надо ведь о ближнем, о другом».
Но стрекоза и слушать не хотела,
Тогда решили ее просто выгнать.
Уж Стрекоза и плакала, молила.
«Я буду экономней»,- говорила.
Но были жители уже рассержены, строги.
Декабрь настал зимой холодной.
И Стрекоза теперь уж не поет,
А к Муравью она ползет:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей».
Жалко стало Муравью
Попрыгунью Стрекозу.
Он ее к себе пустил,
Обогрел да накормил
И работать научил.
Стрекоза вдруг изменилась,
Жителям всем поклонилась
И прощенья попросила.
«Буду лучше», -говорила.
И теперь уж никогда
Не позволит Стрекоза
Кран с водой не закрутить,
Понапрасну воду лить.
Свет нигде зря не горит –
Экономит, дорожит.
Стрекоза гостей зовет,
Пироги с утра печет.
«Я теперь мудрее стала,
Много нового узнала.
Всем я рада, всех люблю
И ресурсы берегу!»
разгарнуць » / « згарнуць